Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Жилищные нормы в системе социальных стандартов

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Жилищное законодательство РБ » Жилищные нормы в системе социальных стандартов

(Продолжение. Начало в № 23)

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000 года № 185 «О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений» (подпункт 1.6) нормируемые размеры общей площади строящегося жилого помещения для определения величины льготного кредита устанавливаются (из расчета на одного члена семьи):

для граждан, строящих жилые помещения в городах и поселках городского типа, а также в многоквартирных жилых домах в сельских населенных пунктах, - 20 кв. метров (при строительстве для одного человека однокомнатной квартиры - 36 кв. метров);

для граждан, постоянно проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и строящих в них одноквартирные жилые дома, а также блокированные жилые дома, - 30 кв. метров (при строительстве для одного человека однокомнатной квартиры в блокированном жилом доме - 44 кв. метра).

Для Героев Беларуси, Героев Советского Союза, Героев Социалистического труда, полных кавалеров орденов Славы, Трудовой Славы, а также граждан, обладающих в соответствии с законодательством правом на дополнительную площадь жилого помещения по состоянию здоровья, указанные нормируемые размеры общей площади жилого помещения увеличиваются на 15 кв. метров на каждого члена семьи, имеющего право на дополнительную площадь жилого помещения по перечисленным основаниям.

При предоставлении гражданам одноразовых безвозмездных субсидий базовая доля субсидии начисляется исходя из максимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения социального пользования, равной 20 кв. метрам на одного человека (при строительстве однокомнатной квартиры для одного человека - 36 кв. метров).

Утверждая систему государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики правительство поручило республиканским органам государственного управления изучить вопрос о целесообразности изменения норм законов, определяющих правовые основы формирования и применения государственных социальных стандартов, и при необходимости вносить в установленном порядке предложения по подготовке соответствующих законопроектов.

В рамках изучения данного вопроса уже рассмотрен ряд проблем, возникших на практике и связанных с реализацией прав граждан на жилище.

Так, многие нормы утвержденных ранее Примерного устава жилищно-строительного кооператива, Положения о молодежном жилищном комплексе, Положения о жилищно-строительных коллективах индивидуальных застройщиков и др. не только не соответствовали реалиям сегодняшнего дня, но и противоречили актам действующего жилищного законодательства.

Например, согласно статье 111 Жилищного кодекса Республики Беларусь члену организации граждан-застройщиков (к которым относятся ЖСК, ЖК, МЖК, КИЗ) предоставляется жилое помещение в соответствии с суммой его паевого взноса и иных взносов, а также нормой общей площади жилого помещения, предусмотренной уставом организации граждан-застройщиков. Примерным же уставом жилищно-строительного кооператива (утвержден постановлением Совета министров БССР от 15 ноября 1984 года № 400) предусмотрено, что квартира члену кооператива предоставляется в размере от 8 до 15 кв. метров жилой площади на одного человека.

Как видим, данные нормы не согласовывались даже с нормативами площади жилых помещений, используемыми при расчете размеров льготного кредита и субсидии, предоставляемыми при строительстве квартиры в ЖСК.

Необходимо отметить, что в действующем Жилищном кодексе регулированию вопросов, связанных с организацией и осуществлением деятельности организаций граждан-застройщиков уделено значительное место (статьи 107-115). Согласно статье 128 ЖК была предусмотрена даже разработка специального закона об организациях граждан-застройщиков. Однако, учитывая то, что было принято решение о разработке новой редакции ЖК указанный закон не разрабатывался, не пересматривался по этой причине и Примерный устав ЖСК.

Учитывая важность развития в настоящее время и в перспективе таких форм строительства жилья (имеются в виду организации граждан-застройщиков), представляется возможным, что в новых экономических условиях, когда жилье в значительных объемах строится за счет средств граждан (пусть даже и с использованием банковских кредитов, займов организацй и субсидий) и сразу после заселения оформляется в их собственность, должен быть иной подход и к установлению нормативов общей площади строящегося жилья.

Причем совершенно необязательно, чтобы нормы общей площади, используемые при определении размеров субсидии или льготного кредита, полагающихся данной семье, осуществляющей строительство жилого помещения, применялись и при определении максимального размера строящегося жилого помещения. Этот размер может зависеть от ряда конкретных факторов: состава и возраста членов семьи, их финансового и материального положения, состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. В то же время общий размер строящегося жилого помещения должен быть все-таки ограничен максимально допустимой нормой общей площади на одного члена семьи исходя из необходимости соблюдения принципов социальной справедливости и с учетом того, что такое жилье строится с государственной поддержкой.

Изложенные вопросы могут быть рассмотрены при приведении в шестимесячный срок актов законодательства в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. №43, которым, в частности, утверждено новое Положение об организациях застройщиков. Одним из существенных отличий указанного Положения от Жилищного кодекса и Примерного устава ЖСК является то, что в соответствии с ним вступать в установленном порядке в организацию застройщиков (жилищно-строительный кооператив – ЖСК или жилищный кооператив – ЖК) могут не только граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, но и не состоящие на таком учете, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели.

На практике ранее отмечалась неурегулированность вопроса государственной поддержки в виде льготных кредитов и безвозмездных субсидий при строительстве жилого помещения, общая площадь которого менее нормируемого размера (20 кв.метров на одного члена семьи, в сельских населенных пунктах – 30 кв.метров), при условии добровольного волеизъявления застройщика и членов его семьи на снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Такая необходимость возникает при подходе очереди на получение господдержки у граждан, финансовые возможности которых ограничены (среди них немало проживающих в общежитиях и на частных квартирах).

По мнению Минюста, жилищное законодательство не содержит буквальной нормы, устанавливающей взаимосвязь между предоставлением гражданам льготного кредита на строительство жилого помещения и обязательным улучшением жилищных условий в рамках статьи 43 ЖК. Не содержится в законодательстве и прямого запрета на строительство жилых помещений с использование льготного кредита по нормативу общей площади менее 20 кв.метров на одного человека. Отсутствует также и правовая норма об одноразовости предоставления гражданам льготных кредитов на строительство жилья.

Для решения данного вопроса Указом от 7 сентября 2007 г. № 414 внесены соответствующие дополнения в Указ от 14 апреля 2000 г. № 185 (пункт 1.6-1), предусматривающие возможность предоставления гражданам права на строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения с использованием государственной поддержки общей площадью менее 15 кв. метров на одного человека при условии добровольного волеизъявления этих граждан и членов их семей, включенных в списки на получение льготных кредитов, на снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Что же касается строительства частного жилья в Республике Беларусь, осуществляемого только за счет собственных средств граждан без господдержки (субсидии и льготные кредиты), то здесь размер строящихся жилых помещений и другие параметры не должны ограничиваться как при строительстве социального жилья.

Согласно статье 214 Гражданского кодекса Республики Беларусь «количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, не ограничиваются...». Вместе с тем размер таких жилых помещений в многоквартирных жилых домах все же должен быть, как говорится, в разумных пределах, а архитектурно-планировочные и конструктивные решения должны соответствовать требованиям строительных норм и правил (которые, в частности, не предусматривают размещение в жилых квартирах бассейнов, саун, каминных залов и других «атрибутов нового образа жизни»).

И, что самое важное, должны строго соблюдаться требования статьи 272 Гражданского кодекса и статьи 8 Жилищного кодекса о том, что жилые помещения предназначаются для проживания граждан. Использование не по назначению пригодных для проживания жилых помещений не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций и их подразделений допускается только после перевода этих помещений в нежилые в порядке, определяемом жилищным законодательством.

В данной публикации, конечно же, не рассмотрены все проблемы и особенности в жилищной сфере, требующие регулирования путем совершенствования нормативов и стандартов. В целом система социальных стандартов по обслуживанию населения в жилищной сфере может быть развита и дополнена как при принятии новой редакции Жилищного кодекса, так и при разработке иных подзаконных нормативных правовых актов.

Ольга ЗИНКЕВИЧ.

16.06.2008

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 8, за месяц 62

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 24/2008