Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Уточнен порядок квартирного учета

Указом Главы Государства от 3 июня 2008 года № 292 внесены существенные изменения и дополнения в Указ от 29 ноября 2005 г. № 565 «О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений» и в утвержденное этим Указом Положение о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда. Значительная часть внесенных изменений и дополнений касается порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Зафиксированная нуждаемость в улучшении жилищных условий имеет весьма важное значение и является общей предпосылкой для реализации в установленном порядке права граждан на получение в пользование жилого помещения в домах государственного жилищного фонда или на получение государственной поддержки (льготные кредиты, одноразовые безвозмездные субсидии и др.) для строительства, реконструкции или приобретения жилых помещений в частную собственность. Поэтому и основания по которым признается эта нуждаемость должны иметь четкие и однозначные определения (критерии), что будет способствовать соблюдению принципа социальной справедливости в этом деле.

В этих целях с учетом анализа правоприменительной практики и внесены следующие изменения и дополнения норм, регулирующих отношения по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Уточнена, в частности, неоднозначно понимавшаяся на практике норма о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий граждан, не имеющих в собственности или в пользовании жилых помещений в данном населенном пункте (подпункт 3.1.1 Положения). В подстрочном примечании к этому подпункту пояснено, что под отсутствием у граждан в пользовании жилых помещений понимается отсутствие жилых помещений, предоставленных для проживания гражданину и (или) членам его семьи по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда. Конкретизировано и понятие «в данном населенном пункте», которое заменено словами «в населенном пункте по месту принятия на учет».

Как известно, все критерии для определения нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий в принципе подразделяются на два вида. Первый – в зависимости от уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения (менее 15 кв. метров на одного человека) и второй – по другим основаниям без учета уровня обеспеченности общей площадью.

В частности, основанием для принятия на квартирный учет по второму виду традиционно является проживание граждан в общежитиях, в служебных жилых помещениях и в качестве «квартирантов» (т.е. по договорам поднайма или найма жилых помещений соответственно в домах государственного или частного жилищного фонда граждан). Сейчас такое право на признание нуждающимися в улучшении жилищных условий предусмотрено (подпункт 3.1.6 Положения) и для граждан, проживающих в жилых помещениях социального пользования (которые, также как и служебные жилые помещения, не подлежат приватизации, обмену, разделу и сдаче по договору поднайма). Причем, из новой редакции этой нормы следует, что на квартирный учет проживающие в служебных жилых помещениях или в жилых помещениях социального пользования могут быть приняты граждане, не имеющие в собственности другого жилого помещения в населенном пункте по месту принятия на учет общей площадью 15 кв.метров и более на одного человека, отвечающего установленным для проживания санитарным и техническим требованиям

Конкретизировано и предусмотренное подпунктом 3.1.8 Положения основание нуждаемости в улучшении жилищных условий в случае «коммунального» заселения одной квартиры (одноквартирного жилого дома), находящихся в собственности нескольких граждан. На квартирный учет такие граждане могут быть приняты если их собственность будет выделена в установленном порядке, т.е. произведен раздел жилого помещения с образованием двух и более отдельных жилых помещений или с выделением в пользование изолированных жилых комнат.

Уточнены также нормы о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий граждан, впервые вступивших в брак (оба супруга), если ни один из них не имеет отдельной квартиры, и родивших (усыновивших) и воспитывающих детей без вступления в брак, после расторжения брака или овдовевшие (и не вступившие в новый брак) и не имеющих отдельной квартиры (подпункты 3.1.11 и 3.1.12 Положения). Указанные граждане могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий если они не имеют в собственности отдельной квартиры либо отдельного одноквартирного жилого дома и (или) не являются нанимателями отдельной квартиры либо отдельного одноквартирного жилого дома по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда в населенном пункте по месту принятия на учет.

Указом внесены отдельные изменения и в порядок принятия (снятия) граждан на квартирный учет. Так, наряду с другими, ранее действовавшими основаниями, впервые нормативно определено (пункт 6 Положения), что на квартирный учет не будут приниматься граждане, ухудшившие свои жилищные условия путем переселения из благоустроенных жилых помещений (в которых они были обеспечены общей площадью более 15 кв. метров на одного человека) в общежития и в качестве «квартирантов» в другие жилые помещения (при заключении договора найма жилого помещения в домах частного жилищного фонда или договора поднайма жилого помещения в домах государственного жилищного фонда). При этом граждане, ухудшившие свои жилищные условия, не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в течение 5 лет со дня ухудшения их жилищных условий.

Из общего правила о том, что в г.Минске не принимаются в течение 5 лет на квартирный учет граждане, прибывшие из других населенных пунктов, сделано исключение. Этот запрет не будет распространяться на вселенных в установленном порядке и проживающих в жилом помещении супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей как нанимателя, собственника, члена организации застройщиков, так и членов их семей, принимаемых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве члена семьи гражданина, имеющего постоянное место жительства в г.Минске, а также детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, молодых специалистов, получивших образование за счет республиканского и (или) местных бюджетов и направленных на работу по распределению учреждений, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования, граждан, приглашенных (назначенных на должности), в том числе в порядке перевода в г.Минск, на работу (службу) в иной государственный орган, другую организацию из других населенных пунктов, а также уволенных с военной службы по возрасту, состоянию здоровья, сокращению штатов и проживавших в г.Минске до призыва (поступления) на военную службу либо в случае проживания в г.Минске их близких родственников (отца, матери, супруга (супруги), детей, включая усыновленных (удочеренных), родных братьев, сестер, деда, бабки и внуков.

Нововведением является и установление 5-летнего срока работы граждан, прибывших в г. Минск из других населенных пунктов, для получения права быть принятым на квартирный учет по месту работы (службы) в организациях, расположенных в г.Минске. Это требование не распространяется на вышеуказанных детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, молодых специалистов, а также граждан, приглашенных (назначенных на должности) на работу в государственный орган либо иную организацию.

С принятием Указа № 292 устранен пробел в законодательстве в части принятия на квартирный учет работников организаций социально-культурной сферы, постоянно проживающих и работающих в сельской местности, обслуживающих работников сельскохозяйственных организаций, имеющих жилищный фонд и (или) осуществляющих строительство (реконструкцию) жилых домов (квартир), реконструкцию объектов под жилые помещения.

Строительство жилья для указанных работников наряду с работниками сельскохозяйственных организаций было предусмотрено Указом от 30 августа 2005 г. № 405, а постановлением Совета Министров от 19 января 2006 г. № 59 предписывалось сельскохозяйственным организациям с учетом потребности в трудовых ресурсах и перспективы развития организации предоставлять работникам организаций здравоохранения, детских дошкольных учреждений, учреждений образования, обеспечивающих получение начального и общего среднего образования, участковым инспекторам милиции, состоящим в сельскохозяйственных организациях на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, служебные жилые дома (квартиры). В то же время на уровне Закона или Указа не был урегулирован порядок принятия таких работников на квартирный учет в сельскохозяйственных организациях.

Поэтому пункт 10 Положения дополнен частью второй, предусматривающей, что работники организаций социально-культурной сферы, обслуживающие работников сельскохозяйственных организаций, принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствующей сельскохозяйственной организации по совместному решению администрации и профсоюзного комитета этой организации, на основании ходатайства организации социально-культурной сферы.

Особое правило для принятия на квартирный учет установлено для граждан, уволенных с военной службы по возрасту, состоянию здоровья, сокращению штатов (пункт 9-2 Положения). Они будут иметь право стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в любом населенном пункте Республики Беларусь (за исключением г.Минска) в течение шести месяцев со дня увольнения. Ограничения в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в г.Минске не распространяются на граждан, уволенных с военной службы, проживавших в г.Минске до призыва (поступления) на военную службу, либо в случае проживания в г.Минске их близких родственников (отца, матери, супруга (супруги), детей, включая усыновленных (удочеренных), родных братьев, сестер, деда, бабки и внуков).

Внесены также некоторые изменения и дополнения в перечень и порядок представления документов, запрашиваемых местными исполнительными и распорядительными органами у соответствующих организаций, необходимых для принятия граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (подпункты 12.1-12.7 Положения).

Дополнены нормы Положения (пункты 23-25), дающие право совершеннолетним членам семьи граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, на разделение или объединение квартирной очереди. Если раньше такое право было предусмотрено только для граждан, состоящих на учете по постоянному месту жительства, то по новому Указу это право будут иметь и работники государственных органов, других организаций, состоящие на квартирном учете по месту работы (службы).

В соответствии с внесенными изменениями уточнение данных, подтверждающих право граждан находиться на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, будет осуществляться не только перед принятием решения о предоставлении жилого помещения, но и при включении граждан в состав организации застройщиков, члены которой осуществляют строительство (реконструкцию), приобретение жилых помещений с государственной поддержкой, создаваемой по инициативе местных исполнительных и распорядительных органов, государственных органов, иных государственных организаций, либо перед заключением договора о создании объекта долевого строительства гражданином, который будет осуществлять строительство жилого помещения с государственной поддержкой, в порядке, предусмотренном для получения документов при постановке граждан на учет.

Существенные дополнения внесены в нормы, определяющие случаи, когда граждане снимаются с квартирного учета (пункт 31 Положения).

Во-первых, конкретизирована норма о снятии с учета граждан, когда в результате улучшения жилищных условий отпадают основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, в том числе в случае улучшения жилищных условий по месту работы (службы) в государственном органе, другой организации, путем строительства (реконструкции) или приобретения жилых помещений с использованием государственной поддержки не по месту нахождения государственного органа, другой организации, в которых граждане состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, если в результате этого отпали основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Во-вторых, предусмотрены два новых основания для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях:

добровольного волеизъявления граждан и членов их семей на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений общей площадью менее 15 кв.метров на одного человека с использованием льготного кредита. При этом снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий производится после государственной регистрации права собственности на жилое помещение;

получения жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда.

Причем, после снятия с квартирного учета по указанным основаниям эти граждане опять могут быть в установленном порядке приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий для осуществления строительства (приобретения) жилого помещения, но уже с даты подачи заявления о принятии на такой учет.

Все предусмотренные Указом № 292 новые нормы, регулирующие порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вступают в силу через четыре месяца после его официального опубликования

(«Советская Белоруссия», 6 июня 2008 г.).

Внесение очередных изменений и дополнений в порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлено в целях совершенствования жилищного законодательства и будет способствовать соблюдению принципа социальной справедливости при реализации гражданами конституционного права на жилище.

Ольга ЗИНКЕВИЧ

30.06.2008

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 5, за месяц 39

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 26/2008