Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Садоводам на заметку

С 1 августа текущего года вступает в силу указ президента №50 от 28.01.2008 г., который вносит существенные изменения в размеренную жизнь дачников и садоводов любителей.

Как раз этот документ вынуждает председателей садоводческих товариществ требовать от садоводов в срочном порядке приватизировать земельные участки. Но, как это нередко бывает в нашей повседневной жизни, содержание законодательного акта однобоко трактуется его исполнителями.

Хождение по мукам, или о том, сколько нужно времени на приватизацию огорода

В частности, указ обязывает граждан, которым до 1 августа текущего года были предоставлены земельные участки для ведения коллективного садоводства, а также те, кто приобрел такие участки по договорам купли-продажи, дарения и иным законным способом, обратиться в местное "БРТИ" с заявлением о госрегистрации участка и своего права на него и вступить в садоводческое товарищество либо создать его, если оно еще не создано. Причем сделать это придется в течение 2 месяцев (август и сентябрь) после вступления в силу указа . Невыполнение этого требования является основанием для изъятия указанных земельных участков в соответствии с законодательством об охране и использовании земель.

Причем следует обратить внимание, что если пользователем земельного участка в садоводческом товариществе человек стал в результате принятия в члены товарищества, а свои права на участок он еще не оформил (то есть, нет земельного акта), то у этого садовода есть выбор – оформить право частной собственности на участок (приватизировать участок) или право пожизненного наследуемого владения. Приватизация – это когда человек выкупает у государства земельный участок по кадастровой стоимости и еще платит за обмеры участка и оформление соответствующих документов. При оформлении права пожизненного наследуемого владения нужно заплатить только за оформление документов и обмеры участка. Однако следует иметь ввиду, что приватизированный (оформленный в частную собственность) участок можно дарить, продавать, завещать, предоставлять в качестве залога при получении кредита, тогда как оформленный в пожизненное наследуемое владение участок может перейти к другому владельцу только по наследству.

Заметим, что для оформления права на земельный участок нужно получить подпись соседей – что они не имеют споров относительно границ вашего участка. И простое на первый взгляд требование может оказаться невыполнимым по причине того, что хозяева соседних участков, которые их приватизировали лет 15 назад, не проживают по старому адресу, на собрания садоводческого товарищества не ходят, участки свои не обрабатывают с момента их приватизации (тоже лет 15), взносы не платят и живы ли они вообще, не известно. Многие садоводы сами расписываются за своих несуществующих соседей и приватизируют в конечном итоге участки. А законопослушные граждане пытаются самостоятельно отыскать своих соседей, а не найдя, откладывают оформление прав ан участки на потом. Но если раньше это «потом» еще было, то после 1 августа текущего года такого «потом» больше нет. А есть срок – 2 месяца. И пишите письма, господа, в госорганы с просьбой упростить оформление прав на участки в садоводческих товариществах.

Еще одно предупреждение. Оформить права на участок, если они еще не оформлены, можно только в тех садоводческих товариществах, в которых имеется землеустроительное дело – или так называемый общий земельный акт, выданный на все товарищество и зарегистрированный в установленном порядке.

Однако получить землеустроительное дело не так-то просто. Практика такова, что готовое землеустроительное дело может пролежать, например, в Минском райисполкоме 2,5-3 месяца, дожидаясь, пока его подпишут работники исполкома. И только потом его можно будет отдать в Агентство по государственный регистрации и земельному кадастру (старое название – БРТИ). И на этом этапе тоже могут возникнуть проблемы. Сначала председателю придется пару раз сходить в агентство впустую, поскольку только на третий раз ему попадается работник, который все-таки правильно называет перечень необходимых для регистрации документов и копий и принимает землеустроительное дело на госрегистрацию. А дальше еще интереснее. Спустя пару дней, госрегистратор ошарашивает уже слегка расслабившегося председателя садоводческого товарищества, что регистрацию придется приостановить. В землеустроительном деле, сделанном с использованием геодезической съемки «по космическим координатам», всеми подписанном, райисполкомом утвержденном, садоводами оплаченном регистратор обнаруживает мягко говоря неприятный момент. «Космические» координаты территории товарищества налезли каким-то образом на координаты ранее зарегистрированной территории соседнего хозяйства. И эту проблему, а точнее чью-то ошибку, придется разгребать садоводам еще неизвестно сколько.

А если прибавить ко всему этому время, которое ушло на изготовление землеустроительного дела (3-4 месяца и это не бесплатно), сбор подписей всех юридических лиц, которые соседствуют с территорией садоводческого товарищества, и заинтересованных служб (например, санэпидемслужба, главный архитектор района и т.д.), то получится в общей сложности месяцев 9.

Но на этом требования указа и последствия этих требований не исчерпываются.

Огородничать по правилам, которых еще не написали

Ранее созданные садоводческие товарищества обязаны привести свои учредительные документы в соответствие с требованиями указа в течение года после вступления этого нормативного акта в силу. Также предстоит утвердить схемы обращения с образующимися в товариществах отходами и заключить договоры на оказание услуг по их удалению с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, оказывающими такие услуги. При невыполнении этих трех требований виновные лица подлежат привлечению к административной ответственности в законодательном порядке.

Кроме того, Совету Министров РБ поручено обеспечивать принятие в собственность Республики Беларусь безвозмездно передаваемых садоводческими товариществами находящихся в их собственности технически исправных высоковольтных электрических сетей (воздушных и кабельных линий электропередачи напряжением 10 киловольт и трансформаторных подстанций 0,38/10 киловольт), нормативный срок эксплуатации которых не истек.

Указ предусматривал, что в течение полугода (т.е. до августа) должны быть разработаны, приняты и введены в действие типовые правила внутреннего распорядка садоводческих товариществ. Они должны содержать: противопожарные, санитарные и природоохранные требования, обязательные для исполнения членами товарищества на его территории; режим работ, связанных с шумовым воздействием на территории садоводческого товарищества; правила содержания сельскохозяйственных животных; порядок проведения мероприятий по защите растений; порядок пользования дорогами, водопроводом и иными объектами общего пользования товарищества. В новых правилах также должны быть расписаны нормы размещения садовых домиков, хозяйственных строений и сооружений, необходимых для ведения коллективного садоводства, а также деревьев и кустарников. Однако до 1 августа осталось все ничего, а соответствующие правила до сих не приняты правительством.

Также не утверждены "членская книжка члена садоводческого товарищества" и нормативные правовые акты, в том числе технические, регулирующие вопросы эксплуатации систем водоснабжения, электроснабжения и газоснабжения в садоводческих товариществах.

Проще управлять ракетой, чем садоводческим товариществом

Указом утверждено положение о садоводческом товариществе. По новому положению, понесенные садоводческим товариществом убытки при осуществлении его деятельности покрываются за счет дополнительных взносов садоводов, если на то будет решение общего собрания членов или уполномоченных.

Отныне новые товарищества будут создаваться по решению учредителей – дееспособных граждан и неграждан РБ, а также иностранных граждан, постоянно проживающих в Беларуси. Учредители утверждают устав товарищества, образуют органы его управления, определяют размер и порядок внесения паевых взносов в товарищество.

Освоение территории товарищества, возведение строений может быть начато после установления на местности границ всех участков, предусмотренных проектом организации и застройки территории товарищества и получения товариществом и его членами документов, удостоверяющих их права на земельные участки. Лицо, которое приобрело участок или домик в товариществе, становится членом товарищества после регистрации права на участок.

Кроме перечня прав в положении имеется и перечень обязанностей члена товарищества. Например, садовод обязан приступить к освоению земельного участка, предоставленного для ведения коллективного садоводства, в срок и в порядке, установленные законодательством об охране и использовании земель.

Исключение садовода из товарищества производится по решению общего собрания, например, в случае невнесения взносов в течение шести месяцев подряд со дня наступления срока их внесения. Исключение осуществляется на основании материалов, свидетельствующих о том, что после получения письменного предупреждения правления член товарищества не принял мер к устранению допущенных нарушений в установленный в этом предупреждении срок. Выбывший из товарищества садовод обязан в течение года распорядиться своим участком и строениями на нем. Но в течение всего этого времени садовод обязан выполнять требования, касающиеся использования земельного участка.

Конкретизируется в положении, сколько человек должно присутствовать на общем собрании, чтобы оно было правомочным. Допускается очное или заочное голосование. Так вот на собрании должно присутствовать или принять в заочном голосовании больше половины членов товарищества. Если это собрание уполномоченных, то не менее 2/3 от списочного состава уполномоченных. В случае отсутствия кворума, общее собрание проводится повторно с той же повесткой дня. Но повторное общее собрание правомочно принимать решения, если на нем присутствуют либо приняли участие в результате заочного голосования (опросным путем) не менее 25 процентов от общего числа членов товарищества либо не менее половины списочного состава уполномоченных.

Компетенции общего собрания примерно те же, что и сейчас. В положении также перечисляются функции правления, казначея, председателя правления. В частности, казначеем не может быть лицо, которое находится в родстве или свойстве с председателем и иными членами правления товарищества. Находящиеся в родстве и свойстве - это супруги, родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), дед, бабка, внуки, родные братья и сестры, родители супруга (супруги), тети, дяди.

Написано в положении, что казначей принимает меры по обеспечению взыскания пени в случае несвоевременного внесения взносов учредителями, членами товарищества. И он же обеспечивает своевременное перечисление сумм земельного налога, налога на недвижимость, внесенных членами товарищества.

Положение предусматривает, что в соответствии с решением общего собрания товарищество может быть реорганизовано путем слияния с другим товариществом, присоединения к другому товариществу, присоединения к нему другого товарищества, выделения из товарищества одного или нескольких товариществ, разделения на два или более товарищества.

При наличии определенных обстоятельств товарищество может быть и ликвидировано. Это возможно по решению общего собрания или суда. В случае ликвидации товарищества права на земельные участки, предоставленные товариществу и его членам для ведения коллективного садоводства, прекращаются в порядке, установленном законодательством об охране и использовании земель, и районный исполнительный комитет, на территории которого расположено товарищество, принимает решение об их дальнейшем использовании.

Скупой платит дважды, а садовод - каждый раз

К сожалению, разработчики указа не подумали о механизмах реализации того, что в нем написано.

Указ не упрощает решение накопившихся проблем и добавляет к ним новые. Фактически любое телодвижение садоводческого товарищества требует денег.

Например, еще несколько лет назад, член садоводческого товарищества (кооператива) не мог продать свой участок без согласия председателя, который давал добро лишь при отсутствии задолженности садовода перед товариществом. Уже несколько лет это правило не действует. Садовод предоставляет справку из налоговой инспекции об отсутствии задолженности по налогу на землю и на недвижимость, если участок продается с домом, а то, что у этого садовода есть долги перед товариществом, никого не волнует. Причем новые хозяева отказываются вступать в товарищество и естественно гасить долги своего предшественника. Такая практика породила еще одну проблему: в товариществах нет данных, кому и когда продавались те или иные участки. Чтобы получить сведения, нужно обращаться в агентство по госрегистрации. Но за информацию, которую предоставить агентство, надо заплатить. А платить люди не хотят. Одни просто не доверяют руководству товарищества, другие – просто не имеют на то средств (например пенсионеры и люди с доходами ниже среднего, третьи - просто не считают нужным.

А механизмов воздействия у руководителей садоводческих товарищества и нет, можно сказать. Можно подать в суд, но на это нужны деньги. Это первое. Второе, не всегда суды принимают к рассмотрению иски садоводческих товариществ.

Кстати, в указе №50 говорится, что взыскание садоводческим товариществом заложенности по взносам и пени производится в бесспорном порядке, например, на основании исполнительных надписей нотариусов. Но знают ли об этом нотариусы?

Садоводческим товариществам предстоит передать линии электропередач на баланс местных электросетей, а они они оказывается тоже еще инструкций на этот счет не получали. Да к тому же на баланс будут приниматься только те линии электропередачи, которые находятся в исправном состоянии и у которых не закончился нормативный срок службы. А что делать остальным товариществам?

Можно лишь предположить, что после того, как садоводы забросают госорганы многочисленными жалобами, будет принят еще один указ, которые упростит все

Многие процедуры.

А что в качестве пряника?

Кстати напоследок нельзя не напомнить, что в указе содержится и некоторый позитив. В частности, указ предусматривает освобождение садоводческих товариществ от обложения налогом на недвижимость основных средств садоводческих товариществ, приобретенных или созданных за счет взносов их членов. Кроме того, согласно документу, плата за открытие и обслуживание банками текущих счетов товариществ должна устанавливаться в размере, предусмотренном для физических лиц. Плата за оказание товариществам услуг по водоснабжению должна осуществляться по тарифам, регулируемым облисполкомами и Минским горисполкомом. Кроме того, садоводческие товарищества освобождаются от обязательного предоставления государственной статистической отчетности.

И еще пару позитивов. Мингорисполкому и облисполкомам приказано принять меры по созданию транспортной, торговой и иной необходимой инфраструктуры в местах расположения нескольких (трех и более) садоводческих товариществ.

То есть к местам расположения трех и более садоводческих товариществ местные власти обязаны организовать маршруты общественного транспорта – пригородные автобусы, надо полагать.

Правда разработчики указа почему-то не подумали о том, что в трех товариществах может быть меньше участков, чем в одном. Они ведь разные по размеру: в некоторых может быть 100 участков, а в некоторых – более 4 сотен.

Кроме того, местным исполкомам дано задание постоянно информировать население о свободных участках в садоводческих товариществах, в том числе с расположенными на них неиспользуемыми объектами недвижимости, подлежащими сносу. Места информирования: сайты и информационные стенды исполкомов, СМИ.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ.

28.07.2008

просмотров: сегодня 2, за последние 7 дней 18, за месяц 95

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 30/2008