Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Судебная защита жилищных прав граждан

Как известно, согласно Конституции Республики Беларусь обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов.

Правовая защита жилищных и связанных с ними прав и интересов субъектов жилищных правоотношений является одной из основных задач жилищного законодательства Республики Беларусь. При этом важнейшую роль в обеспечении юридических гарантий реализации конституционного права граждан на жилище играет судебная защита жилищных прав граждан.

Статьей 60 Конституции Республики Беларусь каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки. Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств (статья 62).

При разрешении жилищных споров суды руководствуются Конституцией Республики Беларусь, Жилищным кодексом Республики Беларусь, Гражданским кодексом Республики Беларусь, Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 г. № 565 «О некоторых мерах по регулированию жилищных правоотношений», постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30 марта 2000 г. № 3 «О некоторых вопросах применения судами жилищного законодательства» и другими законодательными актами, регулирующими жилищные отношения.

В соответствии со статьей 37 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь дела, вытекающие из жилищных отношений, подведомственны общим судам, за исключением случаев, когда актами законодательства разрешение таких споров отнесено к компетенции других судов или к ведению других государственных органов, а также иных организаций.

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий

В соответствии с пунктом 15 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда (утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 г. № 565 с последующими изменениями и дополнениями) отказ местного исполнительного и распорядительного органа, иного государственного органа, другой организации в принятии гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий может быть обжалован в судебном порядке.

Согласно пункту 27 Положения в судебном порядке может быть обжаловано решение местного исполнительного и распорядительного органа, администрации иного государственного органа, другой организации и профсоюзного комитета, принявших гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, об изменении очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Пунктом 32 Положения предусмотрено, что решение (местного исполнительного и распорядительного органа либо администрации иного государственного органа, другой организации совместно с профсоюзным комитетом) о снятии граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий также может быть обжаловано в судебном порядке.

Кроме того, контроль за состоянием учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлением очередности на улучшение жилищных условий, распределением жилых помещений в государственных органах, других организациях осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами, профсоюзным комитетом, а также уполномоченными государственными органами в порядке, установленном законодательством (пункт 38 Положения).

Согласно статье 25 Жилищного кодекса Республики Беларусь общественный контроль за учетом граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется общественными комиссиями, созданными при местных исполнительных и распорядительных органах, на предприятиях, в учреждениях, организациях, с участием депутатов, представителей профсоюзов и трудовых коллективов. Примерное положение об общественной комиссии по жилищным вопросам утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 марта 2000 г. № 429.

Необходимо также отметить, что соответствующий контроль за конституционностью нормативных актов в государстве на основании статьи 116 Конституции осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь. Так, в июне 2007 г. Конституционным Судом был рассмотрен вопрос о практике применения норм жилищного законодательства, касающихся постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Как указывалось в решении Конституционного Суда Республики Беларусь от 4 июня 2007 г. № П-215/2007, на практике имели место случаи, когда отдельные исполнительные и распорядительные органы расценивали вселение нетрудоспособных родителей мужа, если на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состоит жена (невестка), как ухудшение жилищных условий и отказывали в постановке на учет или изменяли очередность. При этом они руководствовались пунктом 6 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда.

Согласно указанному пункту граждане не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в частности, в случае ухудшения ими своих жилищных условий путем уничтожения, повреждения, отчуждения жилого помещения или его части, обмена, раздела или изменения порядка пользования жилым помещением, в котором обеспеченность общей площадью жилого помещения превышала 15 кв. метров на одного человека, либо вселения в него других граждан (кроме супругов, несовершеннолетних, нетрудоспособных детей и нетрудоспособных родителей). При этом граждане, ухудшившие свои жилищные условия, не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в течение 5 лет со дня ухудшения их жилищных условий.

Таким образом, если при вселении в жилое помещение нетрудоспособных родителей (лица, достигшие пенсионного возраста, а также лица, имеющие инвалидность) обеспеченность общей площадью жилого помещения станет менее 15 кв. метров на одного человека, то граждане становятся нуждающимися в улучшении жилищных условий и приобретают право на постановку на учет.

На практике отдельными исполнительными и распорядительными органами указанные нормы применялись только в отношении нетрудоспособных родителей того из супругов, на кого было официально оформлено учетное дело о постановке семьи на квартирный учет.

По мнению Конституционного Суда, применительно к жилищным отношениям по данному вопросу в пункте 6 Положения понимаются не только нетрудоспособные родители нанимателя, собственника жилого помещения, члена организации граждан-застройщиков, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, но и нетрудоспособные родители его супруга (супруги). Такой вывод основывается на содержании статьи 29 Жилищного кодекса Республики Беларусь, предусматривающей, что к членам семьи нанимателя, собственника жилого помещения, члена организации граждан-застройщиков относятся его супруг (супруга), их дети и родители.

Конституционный Суд также констатировал, что вселяя нетрудоспособных родителей в занимаемое жилое помещение, дети тем самым выполняют предусмотренную статьей 32 Конституции обязанность заботиться о родителях.

В то же время, признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий в зависимости от того, родители кого из супругов вселяются в жилое помещение, Конституционный Суд счел необоснованным с правовой точки зрения, поскольку при этом нарушается не только декларированный в статье 22 Конституции принцип равенства всех перед законом, но и принцип социальной справедливости, присущий социальному правовому государству.

В итоге из заключения Конституционного Суда следует, что, если граждане (наниматель, собственник жилого помещения, член организации граждан-застройщиков) при вселении в их жилое помещение своих нетрудоспособных родителей или нетрудоспособных родителей супруга (супруги) стали нуждающимися в улучшении жилищных условий, то они имеют право на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента их вселения, а не по истечении пяти лет со дня ухудшения своих жилищных условий независимо от того, нетрудоспособные родители кого из супругов были вселены в жилое помещение.

(продолжение следует)

Ольга ЗИНКЕВИЧ

11.08.2008

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 13, за месяц 81

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 32/2008