Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Мой дом - моя крепость (О неприкосновенности жилища)

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Жилищное законодательство РБ » Мой дом - моя крепость (О неприкосновенности жилища)

Право на жилище является одним из важнейших социально-экономических прав, которые конституционно гарантируются каждому гражданину Республики Беларусь.

В состав конституционного права на жилище входит и особая гарантия неприкосновенности жилища (статья 29 Конституции Республики Беларусь). Эта гарантия обеспечивает абсолютное личное право граждан, проживающих в жилом помещении, которое связано с их имущественным правом, и означает, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли.

В то же время согласно статье 23 Конституции Республики Беларусь ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. В частности, проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в целях спасения жизни граждан и (или) имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера.

Законные основания ограничений прав и свобод личности определяются специальными нормативными правовыми документами. Например, проведение отдельных оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на неприкосновенность жилища, регламентируется Законом Республики Беларусь от 9 июля 1999 года № 2893 "Об оперативно-розыскной деятельности" Такие отдельные мероприятия (речь идет об обследовании жилых помещений с целью возможного обнаружения признаков преступной деятельности, а также событий или действий, создающих угрозу национальной безопасности государства) допускаются только с санкции прокурора на основании мотивированного постановления соответствующего органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, а также событиях или действиях, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь, допускается обследование жилых помещений, занимаемых гражданами, на основании мотивированного постановления органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным письменным уведомлением соответствующего прокурора в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить санкцию прокурора на проведение такого мероприятия.

Законом предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность оперативным подразделениям: органов внутренних дел и государственной безопасности, органов государственной охраны, органов внешней разведки Министерства обороны Республики Беларусь, органов финансовых расследований, таможенных органов, пограничных войск.

Граждане, полагающие, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению или ограничению их прав и свобод, могут обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.

Статьей 2.6 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях определено, что производство процессуальных действий, связанных со вторжением в жилище и иные законные владения, осуществляется по основаниям и в порядке, установленным данным Кодексом. В частности, основанием для проведения осмотра места совершения административного правонарушения, помещения, жилища и иного законного владения, предметов и документов является наличие достаточных оснований полагать, что в ходе осмотра могут быть обнаружены следы административного правонарушения, иные материальные объекты, выяснены другие обстоятельства, имеющие значение для дела об административном правонарушении. Осмотр жилища и иного законного владения проводится только с согласия собственника или проживающего в нем совершеннолетнего лица и в их присутствии, а при отсутствии согласия - по постановлению органа, ведущего административный процесс, с санкции прокурора или его заместителя, которое должно быть предъявлено до начала осмотра, и с участием понятых (статья 10.13).

Согласно статье 74 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них граждан возможен только в установленных законодательными актами случаях с санкции прокурора. Наличие такой санкции предоставляет налоговому инспектору возможность беспрепятственно войти в жилище налогоплательщика и выявить у него имущество, опись и арест которого допускается законом.

В частности, по статье 54 Налогового кодекса арест имущества может быть осуществлен при неисполнении в установленные сроки плательщиком налогового обязательства, неуплате пеней, а также при наличии у налогового органа достаточных оснований полагать, что плательщик предпримет меры для сокрытия своего имущества. По мнению специалистов, такими основаниями могут быть добытые законным путем конкретные доказательства противоправных намерений плательщика (например, информация правоохранительных органов, нотариата, ГАИ, органов, регистрирующих сделки с недвижимостью, органов опеки и попечительства, а также процессуально зафиксированные фактически совершаемые налогоплательщиком действия по сокрытию или уничтожению своего имущества).

В соответствии со статьей 9 Жилищного кодекса Республики Беларусь граждане должны обеспечивать доступ в жилые и вспомогательные помещения работникам, занятым обслуживанием и эксплуатацией жилищного фонда, для проверки технического и санитарного состояния помещений и оборудования, а также проведения ремонтных и аварийных работ. Доступ в жилые помещения должен также обеспечиваться при проведении жилищно-эксплуатационными организациями ежегодных плановых (весеннем - в апреле и осеннем - в октябре) обследованиях жилищного фонда. Такие обследования должны производиться с участием представителей общественности и привлечением при необходимости специализированных организаций и служб.

К сожалению, на практике встречаются примеры, когда в отдельных нормативных документах предусматривается недостаточно обоснованная либо вообще противозаконная возможность ограничения права неприкосновенности жилища. Так, в 2004 году в Конституционном Суде Республики Беларусь был рассмотрен вопрос о конституционности актов, наделивших сотрудников организаций, осуществляющих энерго- и теплонадзор, правом беспрепятственного доступа к электрическим и теплоиспользующим установкам, находящимся в жилых помещениях граждан.

Конституционным Судом было отмечено, что правоотношения между потребителями и снабжающими электрической и тепловой энергией организациями относятся к гражданско-правовым отношениям и возникают из договора, по которому в соответствии со статьей 510 Гражданского кодекса Республики Беларусь энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законодательством (пункт 2 статьи 514 ГК).

Правила пользования электрической и тепловой энергией определили в качестве существенного условия договора на снабжение электроэнергией (основного правового документа, регулирующего взаимоотношения сторон) обязательство потребителя допускать представителей энергоснабжающей организации и предприятия «Энергонадзор» для проверки технических средств коммерческого учета электроэнергии, состояния электроборудования и электроустановок потребителя. То есть, заключая договор, каждый потребитель берет на себя обязательство допускать соответствующих лиц для выполнения ими должностных обязанностей к размещенным в его жилище электроустановкам, оборудованию, приборам и может при этом определить по согласованию с организацией, когда и при соблюдении каких условий возможен такой доступ.

Вместе с тем, договор энергоснабжения, как и иные договоры, должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законодательством (статья 392 ГК). Согласно Закону «Об энергосбережении» государственное управление в этой сфере осуществляет Совет Министров и Министерство энергетики, как специально уполномоченный республиканский орган. Согласно пункту 8 Положения о государственном энергетическом надзоре в Республике Беларусь (утверждено постановлением Совета Министров от 10 января 1998 года № 26) главному государственному инспектору по энерго- и теплонадзору и его заместителям, старшим государственным инспекторам и государственным инспекторам по энерго- и теплонадзору предоставлено право беспрепятственного доступа в любое время суток для выполнения возложенных на них обязанностей к электрическим и теплоиспользующим установкам при предъявлении удостоверения.

Таким образом, при заключении соответствующих договоров энергоснабжения граждане добровольно и в соответствии с законодательством брали на себя обязательства обеспечить беспрепятственный доступ перечисленным должностным лицам к установкам, расположенным в их жилище и ином законном владении, когда бы эти лица не изъявили желание выполнять возложенные на них обязанности (днем, ночью, в любое время суток, независимо от присутствия совершеннолетних членов семьи и других обстоятельств).

В результате рассмотрения данного вопроса на своем заседании Конституционный Суд признал допустимым наделение уполномоченных должностных лиц правом на беспрепятственный доступ к электрическим и теплоиспользующим установкам, находящимся в жилище граждан, только при наличии аварий, пожаров либо ситуаций, представляющих угрозу жизни людей. По мнению Суда, иные попытки доступа к таким установкам будут являться противозаконными.

Гарантия неприкосновенности жилища реализуется также и другими нормами гражданского и жилищного законодательства, которые предоставляют гражданам право требовать признания недействительным договора найма жилого помещения в случаях нарушения прав других граждан на указанное в договоре найма жилое помещение (статья 62 ЖК), признания недействительным обмена (мены) жилых помещений (статья 34 ЖК), выселения граждан, самоуправно занявших жилое помещение (статья 41 ЖК), возмещения вреда, если противоправное вторжение в жилище причинило материальный ущерб (статьи 14 и 933 ГК).

Ответственность за противоправное, прямое или косвенное, посягательство на неприкосновенность жилища установлена соответствующими нормами уголовного, административного и процессуального законодательства. В частности, статьей 202 Уголовного кодекса Республики Беларусь определено, что незаконное вторжение в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц либо иное нарушение неприкосновенности законных владений граждан наказываются общественными работами, или штрафом, или арестом на срок до трех месяцев. Те же деяния, совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев.

Вместе с тем, как отмечается в научных публикациях, правомерное ограничение конституционных прав и свобод личности требует комплексного совершенствования законодательного регулирования оснований и порядка такого ограничения. Одной из дискуссионных проблем является проблема субъектов, правомочных принимать решения о применении мер, ограничивающих конституционные права и свободы личности. Когда действие затрагивает конституционные права личности, уголовно-процессуальный закон устанавливает особые гарантии в виде необходимости решения такого вопроса судом на досудебных стадиях санкционирования указанных мер прокурором. Поэтому высказываются суждения о том, что в идеале решение об ограничении конституционных прав должно выноситься лишь независимым и беспристрастным органом, каким является суд.

Ольга ЗИНКЕВИЧ

29.09.2008

просмотров: сегодня 3, за последние 7 дней 45, за месяц 249

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 38/2008