Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Оценочную деятельность подкорректируют

С 17 мая 2007 года вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2006 года № 615 "Об оценочной деятельности в Республике Беларусь". И с этого времени все белорусские оценщики работают в новых условиях, руководствуясь в своей деятельности этим законодательным документом. Однако, практика применения данного Указа показала, что оценочная деятельность в Беларуси требует улучшения и упорядочения. Именно этим и обусловлено решение Госкомимущества о внесении изменений и дополнений в данный Указ.

В проект указа предлагается внести порядка 10 новых норм. Об этом сообщил 25 сентября на VII Международной конференции Белорусского общества оценщиков «Оценка и инвестиции в Беларуси» начальник отдела оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества Госкомимущества Владимир Науменко. В проекте учтены предложения государственных органов, экспертов, практиков, а также новшества, которые произошли в оценочной деятельности в мире.

В указе № 615 содержится норма, согласно которой оценка стоимости государственного имущества для совершения с ним сделок и (или) иных юридически значимых действий проводится только государственными организациями либо организациями, доля государственной собственности в уставном фонде которых составляет более 50 процентов. Теперь же предлагается наряду с государственными организациями, которые проводят оценку госимущества, разрешить осуществлять эту деятельность и унитарным предприятиям Белорусской торгово-промышленной палаты. Как отметил В.Наумов, это решение принято в связи с тем, что Белорусская торгово-промышленная палата является некоммерческой организацией и осуществляла оценочную деятельность еще до принятия указа практически во всех регионах республики. Кроме того, Белорусская торгово-промышленная палата наделена в соответствии с законодательством об этой организации рядом функций, которые характерны именно для государственной организации.

Несмотря на то, что указ об оценочной деятельности комплексно регулирует вопросы оценочной деятельности, документом установлен ряд объектов гражданских прав и ряд действий, на которые действие указа не распространяется. Это объясняется тем, что к моменту принятия указа об оценочной деятельности в республике уже сформировалось законодательство о страховой деятельности, таможенное законодательство, законодательство об изъятии имущества, о приватизации и т.д. Поэтому вопросы оценки имущества в этих сферах уже были урегулированы другими законодательными актами и не потребовали дополнительного регулирования указом № 615. Так, например, указ об оценочной деятельности не распространяется на: оценку движимого и недвижимого имущества в связи со страхованием; оценку изъятого, арестованного, конфискованного или обращенного в доход государства иным способом имущества; оценку государственного имущества в процессе приватизации; оценку имущества военного назначения, высвобождаемых материальных ресурсов Вооруженных Сил Республики Беларусь, всех видов оружия и боеприпасов; оценку имущества, являющегося носителем государственных секретов; оценку стоимости материальных историко-культурных ценностей либо культурных ценностей, которые составляют библиотечный фонд Республики Беларусь, Национальный архивный фонд Республики Беларусь или включенных в Музейный фонд Республики Беларусь, а также представленных в установленном порядке для придания им статуса историко-культурных ценностей; оценку драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них и др.

Предполагается, что в новом документе вопросы переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования, наряду с перечисленными и другими объектами, также не будут регулироваться указом об оценочной деятельности. Как пояснил В.Наумов, в настоящее время все эти вопросы регулируются отдельным указом № 622 «О вопросах переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования», поэтому нет необходимости регулировать данные вопросы и указом об оценочной деятельности.

Следующие изменения в указ коснулись деятельности судебных экспертов в области проведения экспертизы достоверности оценки стоимости объектов гражданских прав. Они направлены на нормативное регулирование деятельности судебных экспертов в данной области, а также на закрепление методологического единства подходов к оценке, проводимой как оценщиками, так и судебными экспертами. То есть проект указа предусматривает, что деятельность судебных экспертов, связанная с экспертизой достоверности оценки стоимости объектов гражданских прав, будет осуществляться в соответствии с законодательством о судебно-экспертной деятельности, но с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об оценочной деятельности. Это позволит, по мнению В.Наумова, соединить судебно-экспертную деятельность с оценочной деятельностью.

Предлагается также дополнить перечень объектов гражданских прав, подлежащих оценке. Так, согласно Положению об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь объектами гражданских прав, подлежащих оценке, являются предприятия как имущественные комплексы, капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, не завершенные строительством объекты, земельные участки, машины, оборудование, инвентарь, транспортные средства, материалы и другое имущество, а также объекты интеллектуальной собственности. Данный перечень в проекте указа расширен еще такими видами объектов гражданских прав, как имущество юрлиц, ценные бумаги, имущественные товары (согласно Гражданскому кодексу РБ).

Следующие изменения коснулись деятельности юридических лиц, являющихся исполнителями оценки. На сегодняшний день оценочной организацией признается такая организация, в штате которой состоят не менее двух оценщиков. Но реалии таковы, что в настоящее время во многих организациях оценщики работают на полставки, на четверть ставки. И получается, что один и тот же человек работает в нескольких организациях, не имея возможности полностью сконцентрироваться на работе в одной организации и таким образом реализовать себя и применить в полном объеме свои знания и умения. Поэтому предлагается оценочной организацией считать такую организацию, в которой состоит не менее двух оценщиков, для которых данная организация является основным местом работы. По мнению В.Наумова, это логично, и Госкомимущество таким образом пытается регулировать деятельность юрлиц и добиться того, чтобы оценщик имел одно место работы, выполнял определенный норматив работы. Это поможет в конечном итоге повысить качество его работы как оценщика.

Изменения коснутся и проведения кадастровой оценки. Дело в том, что кадастровая оценка –это разновидность массовой оценки. Она производится в установленные законодательством сроки с определенной периодичностью и позволяет производить оценку множества объектов имущества с использованием модели оценки, статистических данных и т.д. Но если раньше законодательством было предусмотрено, что кадастровая оценка применяется только для определения стоимости земельных участков, то сейчас в новом проекте указа об оценочной деятельности предлагается применять кадастровую оценку и для определения стоимости других объектов недвижимости, например, для целей налогообложения, определения арендной платы и т.д.

Будут также более четко прописаны нормы в проведении внутренней оценки имущества. Изменения коснутся и обязательной оценки.

Каковы реалии

Как отметила в свом выступлении на конференции начальник управления экспертизы оценки имущества Фонда государственного имущества Государственного комитета по имуществу Нина Милошевич, начинать работать в новых условиях, после вступления в силу указа № 615, было достаточно сложно. В первую очередь потому, что потребовалась аттестация, к которой многие оценщики не были готовы. С другой стороны, и подготовиться к ней не просто. Организаций, которые могут заниматься подготовкой оценщиков к аттестации, крайне мало. Одной из них является учебный центр при Госимуществе, но на сегодняшний день его ресурсы также практически все задействованы. Это привело к тому, что на какой-то момент не хватало оценщиков. В настоящее время рынок уже пополнился оценщиками, но дефицит кадров все же еще ощущается.

Что касается оценщиков – членов Белорусского общества оценщиков, то некоторые из них, по словам Н.Милошевич, также успешно прошли аттестацию. Однако, к сожалению, многие оценщики до сих пор еще не смогли аттестоваться. Но не потому, что у них не хватает опыта. Опыт как раз есть, потому что многие из них уже достаточно давно работают на этом рынке. Но оценщикам не хватает теоретической подготовки, умения разобраться в нормативной базе, которая создана в развитие указа № 615.

А сегодня ситуация такова, что оценщики очень востребованы на рынке. В настоящее время предприятиям как никогда нужны специалисты, владеющие основами оценки. «Оценщик на самом деле должен обладать очень большим опытом и владеть юридическими вопросами, экономическими, разбираться в вопросах ведения бухучета, планирования и многих других, для того чтобы правильно сориентироваться, где, в каких случаях и как производить оценку», - подчеркнула Н.Милошевич.

Однако, если оценщик не работает в государственной организации, он не сможет производить оценку госимущества. Но есть много других видов оценки, которую могут производить оценщики, не работающие в госорганизациях. Например, производить переоценку имущества, которая регулируется отдельным указом.

Оценщики в своей работе должны руководствоваться стандартами оценки и инструкциями, которые уже разработаны. Так, например, в прошлом году утверждена инструкция по оценке объектов недвижимого имущества (зданий и сооружений). В настоящее уже принята инструкция по оценке бизнеса. В ближайшее время появятся инструкции по оценке объектов незавершенного строительства, оборудования, транспортных средств. Планы для развития данной сферы грандиозные, для того чтобы, с одной стороны, урегулировать методику и методологию оценки, а с другой, чтобы защитить оценщиков, сказала начальник управления.

А вот что касается отчетов оценщиков, то многие из них еще выполняются не на должном уровне. В отчетах, вроде, присутствует теоретическая часть, сделаны определенные расчеты, но на самом деле при их подготовке не учитываются новшества законодательства. То есть, они как выполнялись, к примеру, 5 лет назад, так выполняются и сегодня. В этой связи, считает Н.Милошевич, оценщик опять-таки должен изучать законодательство и знать нормативную базу.

Елена МАСЛОВСКАЯ

06.10.2008

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 4, за месяц 37

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 40/2008