Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Если расходы превышают доходы

В прошлом году налоговые органы истребовали у физических лиц, совершивших дорогостоящие покупки, около 3 тыс. деклараций о доходах и имуществе. В результате было доначислено около 3 млрд. рублей налогов. Об этом на пресс-конференции сообщила Галина Радюкевич, начальник главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам РБ.

До 19 февраля текущего года, когда был подписан Указ №105, физические лица не обязаны были представлять декларации об источниках денежных средств до совершения (регистрации или нотариального удостоверения) сделки на сумму, не превышающую 2 тыс. базовых величин, а при совершении сделки с акциями, долями (вкладами) в уставных фондах хозяйственных товариществ и обществ, паями в производственных и потребительских кооперативах, объектами, не завершенными строительством, их частями (долями), предприятиями как имущественными комплексами - на сумму, не превышающую 15 тыс. базовых величин. Декларация не требовалась и на стадии приобретения жилого помещения, независимо от суммы сделки.

«Но вместе с тем у налогового органа есть право спросить у человека, откуда у него источники денег», - пояснила Г. Радюкевич. И этот налоговый орган, по словам Г. Радюкевич, «уже не истребует декларацию о доходах, а истребует декларацию о доходах и расходах» человека «и сопоставляет его доходы и расходы».

И если сумма расходов данного физического лица превышает сумму доходов, то у налогового органа уже есть основания предъявить налог к уплате. Но прежде чем предъявить налог, налоговая инспекция еще истребует объяснение у гражданина на разницу между доходами и расходами. И если гражданин не представит объяснение о происхождении этой разницы, то у налогового органа «есть основание предъявить налог к уплате», пояснила Г. Радюкевич.

«Да, мы сначала узнаем, где человек работает, какая средняя месячная зарплата на этом предприятии, а потом говорим: вам, уважаемый, необходимо, видимо, представить декларацию», - дополнил заместитель министра по налогам и сборам Василий Каменко.

Замминистра уточнил, что в числе 3 тыс. граждан, у которых были истребованы декларации в прошлом году, это не обязательно те, кто совершил сделки с недвижимостью. 3 тыс. – это все физлица, которые попали в поле зрения налоговых органов. Среди них не только покупатели недвижимости, в том числе и жилых помещений, но и покупатели автомобилей, недостроенных объектов и иных дорогостоящих вещей.

По словам Г. Радюкевич, работа по выявлению доходов, сокрытых физическими лицами от налогообложения, ведется налоговыми органами постоянно. Причем в последнее время, как было отмечено, «налоговые органы уже научились правильно выбирать объекты для истребования деклараций». Если в предшествующие годы было истребовано тысячу деклараций о доходах и имуществе, то в 2008 году, как уже было сказано, - около 3 тыс. «И результаты улучшились в 2-3 раза. Доначислили по таким декларациям около 3 млрд. рублей, и почти все они поступили уже в бюджет полностью», - сообщила Г. Радюкевич.

Большая работа проводится с населением, которое оплачивает имущественные налоги, в том числе налоги на недвижимость и на землю. В Беларуси около 3 млн. плательщиков имущественных налогов. По словам Г. Радюкевич, «практически до срока уплаты - 15 ноября - имущественных налогов поступает около 80%; а по состоянию на 1 января ежегодно отсутствует вообще задолженность по таким налогам».

Согласно данным МНС по итогам проверок физических лиц, сдающих помещения в аренду, нарушения налогового законодательства установлены у 1607 физлиц, которым дополнительно предъявлено к уплате в бюджет 247,3 млн.рублей. Это в 1,4 раза больше аналогичного показателя 2007 года.

Кажущееся благополучие

В целом за 2008 год контролируемые налоговыми органами поступления платежей в бюджет составили 34,6 трлн.рублей. План на 2009 год – 37,7 трлн.рублей.

В январе текущего года в бюджет Беларуси собрано налогов, которые контролируются налоговыми органами, - на сумму Br2,6 трлн., или на 9% больше плана. "Таким образом, если посмотреть на январь, то можно сказать, что ситуация с налоговыми поступлениями складывается хорошо. Но, к сожалению, это далеко не так", - отметил на пресс-конференции В. Каменко.

"Министерство по налогам и сборам оценивает текущий год как один из самых сложных по сборам от налогов в бюджет в первую очередь потому, что наши основные налогоплательщики, а это экспортоориентированные предприятия, крупная промышленность, испытывают сложности со сбытом продукции в связи с падением спроса по всем товарным группам на зарубежных рынках", - сказал В. Каменко.

Поэтому, по словам замминистра, в текущем году бюджет будет формироваться в основном, как ожидают в министерстве, "от деятельности налогоплательщиков, ориентированных на выполнение работ на внутренних рынках, на производстве и реализации товаров на внутреннем рынке, а также от тех, кто завозит товары по импорту и реализует их в Беларуси".

По словам чиновника, налоговые органы в текущем году планируют значительно сократить те налоговые потери, которые неизбежны в связи с кризисом, "за счет усиления давления на "теневой" рынок". "То есть на те группы плательщиков, на те сектора экономики, в которых традиционно высок уровень уклонения от уплаты налогов", - уточнил В. Каменко.

Как было сказано на пресс-конференции, сегодня основные схемы уклонения от уплаты налогов выработаны в негосударственном секторе экономики. Речь идет о более чем 1200 схемах, с которыми налоговым органам пришлось столкнуться в последних несколько лет.

Лидеры в «теневом» секторе

По оценкам Белстата, с которыми согласны и в МНС, "теневой" сектор экономики в Беларуси занимает около 15% ВВП. "Это очень большая сумма. Если посчитать, что у нас ВВП - около 100 трлн.рублей, то 15 трлн.рублей по прошлому году было произведено в "теневом" секторе, то есть было скрыто полностью от контроля государства и налогообложения", - заметил В. Каменко.

В числе секторов, где наиболее высок риск уклонения от уплаты налогов, В. Каменко назвал строительные работы - в прошлом году налоговиками изъяты из "теневого" оборота 62,3 млрд.рублей средств. Далее идут "товары из третьих стран, которые ввозятся в Беларусь без таможенной очистки и вовлекается в оборот" - изъято из "теневого" оборота товаров на 9,8 млрд.рублей; экспорт леса, где активно практикуются махинации с НДС и выведение в "теневой" оборот леса и лесоматериалов, - налоговым органам удалось вывести "из тени" 5,4 млрд.рублей; ввоз и реализация автозапчастей - 2,4 млрд.рублей.

Эти направления, а также оборот подакцизных товаров и оказание услуг в сфере ремонта автомобилей остаются приоритетными в части контроля со стороны налоговых органов и на текущий год.

В Беларуси в качестве налогоплательщиков зарегистрировано около 115 тыс. организаций и около 250 тыс. предпринимателей. Проверки деятельности этих субъектов в текущем году будут строиться в соответствии с теми нормами, которые отражены в указе от 19 декабря 2009 года №689.

По словам В. Каменко, уже в прошлом году налоговые органы пошли по принципу упорядочения проверок. Были почти сведены к нулю тематические проверки, за счет чего их общее количество удалось сократить более чем на 40%. Необходимость сокращения тематических издержек обусловлена тем, что, кроме сборов налогов, на налоговые органы возложены вопросы контроля за оборотом алкогольных напитков, спирта, табачных изделий, нефтепродуктов, маркированных товаров и масса других вопросов, в том числе контроль за правильностью ведения книг жалоб и предложений. И если "тематически" проверять, то к плательщику можно ходить чуть ли не каждый день по каждому вопросу, в чем нет никакой необходимости.

Большое внимание в прошлом году уделялось налоговыми органами комплексным проверкам субъектов хозяйствования. По результатам таких проверок в прошлом году доначислено 153,3 млрд.рублей. Из них 104 млрд.рублей составили налоги, которые дополнительно поступили в бюджет. И остальная часть - 49 млрд. рублей - пеня и штрафы, которые предусмотрены законодательством за уклонение от уплаты налогов.

Говоря об этом, В. Каменко подчеркнул, что доля штрафов в доначисленных суммах ежегодно уменьшается. "В прошлом году на 3 рубля доначисленных налогов применялся 1 рубль штрафов. В 2005 году наоборот: на 3 рубля штрафа - только 1 рубль доначисленных налогов", -- уточнил чиновник и добавил, что в текущем году данное соотношение должно еще больше увеличиться в пользу доначисленных налогов.

"В текущем году нам необходимо выстроить очень точную работу по подбору объектов для проверки. Когда мы выходим на комплексную проверку, мы должны выйти точно к тому, кто совершил правонарушения, и не предполагать, что, может быть, там у него нарушения - пойдем посмотрим", - рассказал замглавы МНС.

Причем новый принцип выхода на проверки будет перенесен в проект законодательного акта, который сейчас разрабатывается в Беларуси и будет касаться контрольной деятельности не только налоговых, но и всех других правоохранительных и контролирующих органов. "Выходить на проверку только к тому, кто допускает нарушения. Кто не допускает нарушения – его беспокоить ни в коем случае нельзя", - подчеркнул В. Каменко.

Сделки без деклараций

Указом Президента №105 от 19 февраля 2009 года отменена обязанность физических лиц представлять декларации об источниках денежных средств до совершения (регистрации или нотариального удостоверения) сделки на сумму, превышающую 2 тыс. базовых величин, а при совершении сделки с акциями, долями (вкладами) в уставных фондах хозяйственных товариществ и обществ, паями в производственных и потребительских кооперативах, объектами, не завершенными строительством, их частями (долями), предприятиями как имущественными комплексами - на сумму, превышающую 15 тыс. базовых величин.

Кроме того, право на истребование декларации о доходах и имуществе у физических лиц (за исключением лиц, обязанных ежегодно осуществлять декларирование доходов и имущества) предоставлено только налоговым органам. Такое требование налоговые органы смогут предъявлять как по собственной инициативе, так и на основании письменных запросов ограниченного круга руководителей органов государственного контроля, внутренних дел, государственной безопасности и прокуратуры. Документ вступил в силу после официального опубликования.

Марина СИРОТКО.

23.02.2009

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 23, за месяц 189

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 8/2009