Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Риэлтерскую деятельность подкорректировали

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Жилищное законодательство РБ » Риэлтерскую деятельность подкорректировали

Министерство юстиции приняло постановление от 1 июня 2009 года № 42 «О некоторых мерах по совершенствованию риэлтерской деятельности в Республике Беларусь», в котором более четко прописан ряд требований, предъявляемых к риэлтерским организациям при осуществлении ими риэлтерской деятельности.

Одним из основных требований, предъявляемых к работе риэлтерской организации при осуществлении риэлтерской деятельности, является обеспечение правовой защиты интересов потребителей риэлтерских услуг путем разъяснения их прав и обязанностей при заключении договоров на оказание риэлтерских услуг, а также порядка оплаты риэлтерских услуг.

Как отметила в беседе с корреспондентом «НБ» Галина Гришковец, начальник управления адвокатуры и лицензирования юридической деятельности Министерства юстиции Республики Беларусь, одним из основных новшеств, содержащихся в данном постановлении, является то, что в нем прописан перечень основных документов, которые должны находиться в риэлтерской организации в доступном для потребителей месте, подтверждающих правомерность осуществления деятельности риэлтерской организации. В данный перечень входят: свидетельство о государственной регистрации риэлтерской организации; лицензия на осуществление деятельности по оказанию юридических услуг с указанием составляющей лицензируемый вид деятельности услуги – риэлтерские услуги; договор обязательного страхования; копии свидетельств об аттестации риэлтеров; копии идентификационных пластиковых карточек специалистов по риэлтерской деятельности; информация о видах оказываемых риэлтерских услуг; регламент оказания риэлтерских услуг; режим работы риэлтерской организации; книга замечаний и предложений (местонахождение, номер служебного телефона, фамилия, инициалы лица, ответственного за ведение книги замечаний и предложений); документ, содержащий порядок оплаты риэлтерских услуг; структура риэлтерской организации; сведения о руководителе риэлтерской организации (фамилия, собственное имя, отчество, номер кабинета и телефонов руководителя) и его приеме граждан по личным вопросам; сведения о государственных органах, осуществляющих контроль соблюдения законодательства риэлтерскими организациями (полное наименование и адрес).

Еще одно новшество, содержащееся в постановлении, уточнила начальник управления адвокатуры и лицензирования юридической деятельности Минюста, касается совместной деятельности риэлтерских организаций и застройщиков объектов долевого строительства. Как известно, в настоящее время отдельные риэлтерские организации имеют договоры на оказание риэлтерских услуг, заключенные с застройщиками объектов долевого строительства жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах и иных объектов недвижимости, связанных с многоквартирными жилыми домами, на основании которых они оказывают содействие гражданам при заключении, исполнении, прекращении договоров создания объектов долевого строительства. Однако до сих пор не было четко прописано, с какими застройщиками риэлтерские организации имеют право заключать договоры на оказание риэлтерских услуг. Поэтому в новом постановлении прописано, что риэлтерская организация имеет право заключать договор только с тем застройщиком, который не имеет задолженности по налогам, сборам (пошлинам) и другим обязательным платежам в республиканский и (или) местные бюджеты (в том числе в государственные целевые бюджетные фонды), в государственные внебюджетные фонды. Кроме того, у застройщика на руках должен быть перечень отдельных документов. Среди них: документ, удостоверяющий право застройщика на земельный участок; проектная документация, в том числе сметная, прошедшая государственную, государственную экологическую экспертизу в государственных органах; договор строительного подряда; разрешение на производство строительно-монтажных работ; документы, подтверждающие опубликование проектной декларации.

Важным является и то, что теперь риэлтерская компания имеет право хранить задаток, выдаваемый одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по данной сделке платежей другой стороне в доказательство заключения сделки, только при заключении договора хранения задатка.

Данным постановлением утверждены отдельные документы: положение о руководителе риэлтерской организации; инструкция о порядке осуществления деятельности агента по операциям с недвижимостью; инструкция о порядке выдачи и использования идентификационной пластиковой карточки; инструкция о порядке ведения книги регистрации договоров на оказание риэлтерских услуг риэлтерскими организациями; правила профессиональной этики специалиста по риэлтерской деятельности.

Как отметила Г.Гришковец, во все эти документы внесены некоторые изменения и дополнения из учета практики работы риэлтерских организаций. Хотя в целом концепция документов не поменялась.

Так, в частности, в положении о руководителе риэлтерской организации более четко прописаны требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность руководителя (заместителя руководителя) риэлтерской организации, организационные функции и ответственность руководителя риэлтерской организации.

Как отметила Г.Гришковец, основным новшеством, содержащимся в данном положении, является то, что руководители риэлтерских организаций получили право подавать ходатайство на допуск к аттестационным экзаменам вне зависимости от образования.

Согласно постановлению на должность руководителя риэлтерской организации назначается лицо, получившее свидетельство об аттестации риэлтера либо имеющее высшее образование и стаж работы не менее трех лет в качестве руководителя риэлтерской организации, структурного подразделения или специалиста по риэлтерской деятельности.

В документе четко прописано, кто не может быть руководителем риэлтерской организации. К ним относятся лица: являвшиеся руководителями риэлтерских организаций, в деятельности которых в течение пяти последних лет установлены факты сокрытия от налогообложения доходов либо иные нарушения, повлекшие аннулирование лицензии на осуществление риэлтерской деятельности; признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; ранее судимые за умышленные преступления, судимость за которые не снята или не погашена; в течение последних трех лет уволенные из правоохранительных, судебных и других государственных органов за виновные действия; в отношении которых в течение последнего года было принято решение об аннулировании свидетельства об аттестации риэлтера; в отношении которых в течение последнего года было принято решение об аннулировании лицензии на осуществление адвокатской деятельности, деятельности по оказанию юридических услуг или частной нотариальной деятельности.

Что касается инструкции о порядке осуществления деятельности агента по операциям с недвижимостью, то в ней также более четко прописаны требования к лицам, осуществляющим деятельность в качестве агентов по операциям с недвижимостью и к претендентам на должность агента, организационные функции и ответственность агентов.

Поскольку основная деятельность в риэлтерской организации осуществляется риэлтером, поэтому вся ответственность за выполнение возложенных на него функций лежит на нем самом. Однако агент, являясь вспомогательным звеном, оказывает содействие в работе риэлтера. И в практике, сказала Г.Гришковец, зачастую были случаи, когда нарушения в работе допускал агент, однако ответственность за него нес риэлтер. Поэтому сейчас прописано, что если в работе агента будут обнаружены какие-то нарушения, то комиссией может быть принято коллегиальное решение о приостановлении действия идентификационной пластиковой карточки агента. Соответственно, уточнила начальник управления адвокатуры и лицензирования юридической деятельности Минюста, если у агента изымается пластиковая карточка, которая хранится у руководителя, то агент на протяжении определенного времени (от 4-х месяцев) не имеет право осуществлять свою деятельность. Таким образом, в документе предусмотрена ответственность агента за выполнение возложенных на него функций.

Согласно инструкции о порядке выдачи и использования идентификационной пластиковой карточки пластиковая карточка является документом, удостоверяющим полномочия специалистов по риэлтерской деятельности (риэлтеров и агентов по операциям с недвижимостью), осуществляющих риэлтерскую деятельность в коммерческой организации, получившей специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности по оказанию юридических услуг с указанием составляющей лицензируемый вид деятельности услуги – риэлтерские услуги в Министерстве юстиции Республики Беларусь, и является бланком строгой отчетности, который подлежит учету в электронной базе данных. Оказание риэлтерских услуг специалистом по риэлтерской деятельности, не получившим в установленном порядке пластиковую карточку, не допускается.

Пластиковая карточка должна содержать: фамилию, собственное имя, отчество специалиста; должность; фотографию; наименование риэлтерской организации (ее филиала), в штате которой работает специалист; реквизиты лицензии; серию и номер пластиковой карточки.

В случае изменения информации, содержащейся в пластиковой карточке, пластиковая карточка подлежит замене в том же порядке, в котором осуществлялось ее получение. При увольнении специалист должен сдать пластиковую карточку руководителю. В свою очередь руководитель в течение 7 дней с момента увольнения специалиста подает изготовителю заявление с приложением пластиковой карточки с целью ее уничтожения.

Пластиковая карточка должна находиться у специалиста при оказании риэлтерских услуг и предъявляться по первому требованию потребителя риэлтерских услуг либо уполномоченных должностных лиц, осуществляющих контроль в сфере риэлтерской деятельности. Она должна предъявляться специалистом нотариусу, регистратору в случае сопровождения к нему потребителя риэлтерских услуг.

Если говорить об инструкции о порядке ведения книги регистрации договоров на оказание риэлтерских услуг риэлтерскими организациями, то, по словам Г.Гришковец, в ней более подробно разъясняется порядок ведения книги, поскольку ранее к ведению книг у разных руководителей не было единого подхода.

Правила профессиональной этики специалиста по риэлтерской деятельности представляют собой совокупность норм, определяющих требования, предъявляемые к специалистам по риэлтерской деятельности при оказании риэлтерских услуг, а также во взаимоотношениях с потребителями, контролирующими органами, иными организациями и коллегами. Они устанавливают обязательные для каждого специалиста по риэлтерской деятельности правила поведения при осуществлении риэлтерской деятельности, основанные на законодательстве о риэлтерской деятельности и нравственных критериях, и распространяются на всех работников риэлтерской организации.

Деятельность специалиста по риэлтерской деятельности основывается на принципах законности, компетентности, справедливости и добросовестности. Специалисты по риэлтерской деятельности, осуществляя профессиональные обязанности, должны соблюдать законодательство и настоящие Правила, руководствоваться общепринятыми нормами морали, заботиться о престиже профессии и повышении ее общественного статуса.

Постановление № 42 вступает в силу с момента его официального опубликования.

Елена МАСЛОВСКАЯ.

21.06.2009

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 14, за месяц 71

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 24/2009