Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Аренда по новым правилам

Бытующее мнение, что после вступления в силу с 1 апреля текущего года указа главы государства № 518, регулирующего вопросы арендных отношений и установления арендной платы, ее размер намного повысится, что в свою очередь отрицательно скажется на работе бизнеса, не имеют под собой веских оснований. Арендная плата либо останется на прежнем уровне, либо если и повысится, то не более чем на 5%. А в некоторых случаях, как показала практика, она даже снизилась. В этом заверили журналистов в городской мэрии специалисты, ответственные за данные вопросы.

С 1 апреля 2010 года вступает в силу Указ Президента РБ от 23 октября 2009 года №518 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом». Указ принят в целях совершенствования законодательства по вопросам сдачи помещений в аренду, упрощения данной процедуры и урегулирования вопросов по установлению арендной платы. Кроме того, документ направлен на то, чтобы исключить влияние курсов иностранных валют на расчет арендной платы, поскольку предусматривает расчет арендной платы не в евро, как было ране, а в белорусских рублях. Если ранее данные вопросы регулировались несколькими законодательными актами, то с 1 апреля в области арендных отношений будет действовать только указ № 518.

В данном Указе содержится ряд упрощений по расчету арендной платы. Как пояснила Татьяна Буткевич, начальник отдела использования нежилых помещений и арендных отношений Минского городского центра недвижимости, например, если ранее при сдаче в аренду помещений в общественных и производственных зданиях применялись разные ставки арендной платы, то со вступлением в силу указа № 518 расчет арендной платы будет одинаковым для всех типов зданий. Кроме этого, будет единый подход к расчету арендной платы в торговых центрах и на рынках как частной формы собственности, так и государственной. По ранее же действовавшему законодательству данная методика расчета арендной платы отличалась.

Указом также устранена действовавшая ранее довольно сложная и непонятная процедура расчета арендуемой площади в зданиях относительно наличия мест общего пользования. К примеру, ранее арендатору было не понятно, какую дополнительную площадь ему приходится оплачивать. С принятием нового документа все стало просто и понятно, сказала начальник отдела. Арендатор будет оплачивать только те помещения, которые он арендует. Конечно, если он единолично будет арендовать, например, коридор или другие места общего пользования, он должен будет их оплачивать. В случае если такими местами будут пользоваться несколько арендаторов или сам балансодержатель здания, то такие места общего пользования не будут включаться в расчет арендной платы.

Указом № 518 утверждена единая базовая ставка арендной платы в размере 0,5 базовой величины (на сегодня это Br17 500). К базовой ставке арендодатель по согласованию с арендатором может применять коэффициент в размере от 0,5 до 3-х, учитывающий месторасположения здания, техническое состояние, спрос на недвижимое имущество, коммерческую выгоду от сдачи помещений в аренду и от взятия их в аренду.

Как пояснила Т.Буткевич, при перезаключении ранее действовавших договоров аренды согласно новому указу, срок действия которых к 1 апреля не закончится, данный коэффициент будет устанавливаться в таком размере, чтобы арендная плата не повысилась, а осталась на прежнем уровне. То есть, по сути, получается, что новый указ не предусматривает обязательного роста арендной платы, а, соответственно, все изменения в договорах будут вноситься по согласованию сторон. По ранее заключенным договорам по объектам коммунальной собственности, когда арендная плата исчислялась в евро, размер арендной платы будет устанавливаться в белорусских рублях по действовавшему на 1 января 2010 года курсу евро к рублю.

Кроме всего прочего, сказала Т.Буткевич, Минский горисполком как владелец объектов городской коммунальной собственности очень пристально отслеживает этот вопрос. Кроме того что все коэффициенты согласовываются между арендатором и арендодателем, дополнительно они согласуются и с Мингорисполком.

При рассмотрении вопросов по согласованию размера коэффициента арендной платы Мингорисполком и его рабочие органы сравнивают уровень арендной платы по каждому договору, действовавшему до вступления указа в силу, и тем, который сформируется с принятием этого коэффициента.

Как показала практика, по перезаключенным на сегодняшний день договорам рост арендной платы с учетом коэффициентов составляет 2-3%, но не более 5%.

Тем не менее, в связи с принятием указа № 518 сложились определенные сложности в таких организациях, как «Белпочта» и «Белфармация». Дело в том, подчеркнула Т.Буткевич, что ранее им были даны персональные льготы по уплате арендной платы в виде понижающего коэффициента 0,2. С 1 января 2010 года этот коэффициент утратил свое действие, и для данных предприятий также применяются нормы указа № 518. Однако даже при установлении минимального коэффициента в размере 0,5 у данных предприятий происходит рост арендной платы в пределах 160%, а для отдельных помещений – до 180%. Однако, по словам Т.Буткевич, указ позволяет снизить арендную плату и в данном случае, но для этого надо обратиться к главе государства. При наличии экономического обоснования Президент Беларуси может устанавливать дополнительные понижающие коэффициенты. Органы управления предприятий «Белпочта» и «Белфармация» информированы об этом, владеют ситуаций и инициатива по снижению коэффициентов остается за ними. Другое дело, что им надо поспешить, ведь до 1 апреля остается совсем немного времени.

Как проинформировала начальник отдела, по определенным видам деятельности для арендаторов происходит даже снижение арендной платы. Например, для арендующих площади в подземных переходах, на станциях метро субъектов хозяйствования повышающий коэффициент не устанавливается, как было ранее, и на сегодняшний день наблюдается даже снижение размера арендной платы на непустующих площадях, пользующихся повышенным спросом. Согласно указу у арендодателей существует возможность оставить ее на прежнем уровне, обратившись к главе государства за установлением повышающих коэффициентов. Но коэффициент должен быть установлен такой, чтобы не произошло повышение арендной платы.

Поэтому, по мнению Т.Буткевич, «указ позволяет регулировать размеры арендной платы, и те слухи, которые где-то слышны о том, что с принятием указа бизнес почувствует дополнительную нагрузку в виде арендной платы, не находят оснований для такого мнения». «Конечно, переход на новое законодательство всегда представляет определенную сложность. Каждый договор будет пересмотрен, коэффициент будет установлен таким образом, чтобы роста арендной платы не было», - уточнила начальник отдела.

При этом, по словам Т.Буткевич, есть примеры, когда арендаторы дают согласие на относительный рост арендной платы. Но это в тех случаях, когда ее уровень относительно невысокий. Например, на практике уже был случай, когда арендатор за размещение платежно-справочного терминала платил арендную плату в размере Br50 тыс. Он дал согласие на повышение арендной платы до Br90 тыс. Такие случаи единичны, но они встречаются.

Сегодня идет процесс перехода по установлению размера арендной платы и на рынках государственной формы собственности. Ранее арендная плата здесь рассчитывались по методике как для зданий государственной формы собственности, поэтому несколько отличались от расчета арендной платы на рынках. Сейчас рассматривается такой подход, чтобы уровень арендной платы для арендаторов не вырос.

Что касается рынков и торговых центров частной формы собственности, то вопросы перезаключения договоров согласно новому указу курирует управление предпринимательства комитета экономики Мингорисполкома. Как отметил Александр Калиновский, заместитель председателя комитета экономики Мингорисполкома – начальник управления предпринимательства, на сегодняшний день арендодатели 40 торговых объектов рынков и торговых центров столицы обратились в горисполком за установлением повышающих коэффициентов на те или иные торговые места. Подходы при установлении размера арендной платы в данных случаях остаются примерно такими же, как и при установлении размера арендной платы по объектам коммунальной собственности – не допустить роста арендной платы. Незначительный рост арендной платы произошел только по 3-м объектам.

Руководители рынков и торговых центров города должны обратиться, кому это необходимо, за установлением повышающих коэффициентов. Процедура принятия данного решения сейчас более длительная, нежели была ранее. Помимо того, что эти вопросы рассматриваются на соответствующей комиссии, принимается решение Мингорисполкома. После этого необходима регистрация данного решения в Минюсте, опубликование в печати. Поэтому всем заинтересованным надо поторопиться.

Елена МАСЛОВСКАЯ

01.03.2010

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 8, за месяц 53

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 8/2010