Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Новый ЖК расширяет и укрепляет границы

Проект нового Жилищного кодекса, который в первых числах мая текущего года внесен правительством в Палату представителей Нациоанльного собрании РБ, расширяет возможности использования гражданами собственного жилья, а также ужесточает требования к неплательщикам жилищно-коммунальных услуг.

Проект Жилищного кодекса Республики Беларусь разработан в соответствии с пунктом 35 плана подготовки законопроектов на 2010 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 2010 г. №2.

Что касается проекта новой редакции Жилищного кодекса, который был принят в первом чтении в декабре 2001 года и которому сегодня могло исполниться почти 10 лет, то он, как сообщил корреспонденту «НБ» компетентный чиновник, был отозван главой государства. Хотя есть предположение, что в свежий проект, направленный правительством, вобрал в себя почти все, что к концу прошлого года имелось в неудачливом предшественнике, который в начале 2000 года был инициирован Администрацией Президента РБ.

Так или иначе, в проекте ЖК – много нового.

Так, если по действующему Жилищному кодексу Республики Беларусь только непригодные для проживания жилые помещения могут быть переоборудованы для использования в других целях либо снесены, то в проекте предусматривается, что по решению местных исполкомов одноквартирный жилой дом либо жилые помещения в таком доме, жилые помещения в блокированном жилом доме, а также жилые помещения, расположенные на первом этаже многоквартирного жилого дома, в том числе пригодные для проживания, могут быть переведены в нежилые по заявлению их собственника (собственников) с соблюдением действующих норм (градостроительных, природоохранных и т.д.).

В законопроекте урегулированы вопросы по внесению платы за жилищно-коммунальные услуги. Определена структура платы за жилищно-коммунальные услуги. Так, предусмотрено, что для собственника, члена организации застройщиков, арендатора жилого помещения, нанимателя (арендатора) объекта долевого строительства плата за жилищно-коммунальные услуги включает плату за: техническое обслуживание, текущий ремонт, капитальный ремонт, коммунальные услуги, иные жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии с заключенными договорами.

Для нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда (в том числе нанимателя жилого помещения в общежитии) дополнительно к вышеназванным платежам включена плата за пользование жилым помещением.

Предусмотрен также порядок внесения платы за жилищно-коммунальные услуги, взыскания задолженности по плате за жилищно-коммунальные услуги и ряд других вопросов.

В проекте ЖК разработчик предусмотрел возможность заключение договора найма (аренды) объекта долевого строительства. Учитывая, что объектом долевого строительства является жилое и (или) нежилое помещение в многоквартирном жилом доме предлагается заключение договора найма в случае, если объектом долевого строительства является жилое помещение и договора аренды, если объектом долевого строительства является нежилое помещение.

Срок действия данных договоров определяется моментом государственной регистрации права собственности дольщика на объект долевого строительства.

В отдельной главе регулируются вопросы пользование жилыми помещениями по отдельным видам обязательств (договор безвозмездного пользования, договор аренды, договор пожизненного содержания с иждивением, завещательный отказ). В частности, в отличие от действующего законодательства предоставляется право как собственнику жилого помещения, так и местным исполнительным и распорядительным органам, иным организациям, имеющим жилые помещения на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, на сдачу гражданам за плату во временное владение и пользование или во временное пользование жилого помещения на основе договора аренды жилого помещения.

Специальная глава посвящена отчуждению, приобретению и ипотеке жилых помещений. В ней определены объекты и ограничения по

отчуждению и ипотеке жилых помещений, условия продажи гражданам

жилых помещений государственного жилищного фонда, особенности

отчуждения, ипотеки жилого помещения и иных сделок с жилыми

помещениями частного жилищного фонда.

Предлагаются изменения в правила обмена жилых помещений государственного жилищного фонда, обмена жилыми помещениями

частного жилищного фонда и обмена жилыми помещениями,

расположенными на территории Республики Беларусь и другого

государства. В отличие от действующего законодательства наниматель жилого помещения государственного жилищного фонда вправе произвести обмен занимаемого им жилого помещения с другим нанимателем жилого помещения государственного жилищного фонда.

Учитывая, что в республике имеется

значительное количество граждан, которые являются неплательщиками

жилищно-коммунальных услуг, остро стоит вопрос о принятии к ним мер,

позволяющих решать вопрос погашения ими задолженности за жилищно-

коммунальные услуги. Для решения данного вопроса в отношении

нанимателей жилого помещения государственного жилищного фонда и

членов их семей проектом ЖК предусмотрено, что в случае их уклонения без

уважительных причин в течение не менее трех месяцев подряд от

внесения полной платы за жилищно-коммунальные услуги, они могут

быть выселены в судебном порядке с предоставлением им жилого

помещения хуже по качеству и размеру площади. При этом предусматривается соблюдение вида ранее заключенного договора найма и срока действия (если такой срок устанавливался). Помещение взамен имеющегося может быть предоставлено и за пределами данного населенного пункта. Неплательщики также могут быть подвергнуты в судебном порядке принудительному обмену занимаемого ими жилого помещения на жилое помещение по общей площади менее занимаемого, в котором по договору найма жилого помещения государственного жилфонда проживают граждане-очередники, исходя из даты их принятия на такой учет. При этом выселение нанимателя жилого помещения и членов его семьи, имеющих

несовершеннолетних детей, допускается только с согласия органа опеки и

попечительства.

В обосновании необходимости принятия проекта ЖК, указывается, что у граждан, собственников жилых помещений, вселивших в жилое

помещение, принадлежащее им на праве собственности, своих членов

семьи, которые в процессе совместного проживания в жилом помещении

стали бывшими членами семьи, возникает много затруднительных

ситуаций в части лишения таких бывших членов семьи права пользования

жилым помещением. Исходя из многочисленных обращений граждан в

различные государственные органы по данному вопросу и в целях

защиты прав собственников в проект Жилищного кодекса Республики

Беларусь включены, в частности, следующие нормы, которых не

имеется в действующем Жилищном кодексе Республики Беларусь.

Бывший член семьи собственника жилого помещения, не имеющий

доли в праве собственности на это жилое помещение, может быть выселен

из него по требованию собственника жилого помещения без

предоставления другого жилого помещения, если иное не установлено

письменным соглашением о порядке пользования жилым помещением

между собственником и бывшим членом его семьи.

Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения

отсутствует право пользования иным жилым помещением, а также если

имущественное положение бывшего члена семьи собственника и другие

заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить

себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением,

принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим

членом его семьи на определенный срок на основании решения суда.

Бывшие члены семьи собственника могут быть также выселены и по

другим основаниям. Также предусмотрены особенности выселения из жилого помещения социального пользования, из служебного жилья, из

общежитий, из специальных жилых помещений.

В одной из глав урегулированы вопросы приватизации жилых помещений

государственного жилищного фонда, в том числе и на льготных условиях,

использования именных приватизационных чеков «Жилье», оплаты

стоимости приватизируемых жилых помещений и их отчуждения.

В проекте решен вопрос в отношении собственников жилых

помещений, которые используют жилое помещение не по назначению,

нарушают правила пользования жилым помещением, в том числе и без

уважительных причин не участвуют в расходах по содержанию и ремонту

общего имущества собственников в многоквартирном жилом доме.

Предусматривается, что местный исполком может обратиться в суд о понуждении собственника к отчуждению жилого помещения. В случае принятия решения судом жилое помещение должно быть отчуждено собственником в течение года с момента

вступления в законную силу решения суда. Если в течение года

жилое помещение не будет отчуждено собственником, оно подлежит

принудительной продаже с публичных торгов. Часть вырученных денег пойдет на погашение долгов и судебных издержек, а часть на приобретение другого жилья для нарушителя, меньшего по размерам и худшего по качеству.

Подчеркиваем, что все это – пока лишь проект.

(Продолжение следует)

Марина СИРОТКО.

25.07.2010

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 5, за месяц 20

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 29/2010