Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Риэлтерская деятельность осталась под контролем государства

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Жилищное законодательство РБ » Риэлтерская деятельность осталась под контролем государства

Согласно подписанному Главой государства 1 сентября 2010 года Указу № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» риэлтерская деятельность как составляющая лицензируемого вида деятельности по оказанию юридических услуг осталась в общем списке лицензируемых видов деятельности. То есть, как и ранее, данная деятельность будет находиться под пристальным вниманием как лицензирующего органа, так и иных органов госуправления.

Почему принят новый указ?

До настоящего времени одним из основных законодательных документов в области лицензирования был Декрет Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 года № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также принятые в его развитие многочисленные постановления Совета Министров. Но, как отметило Министерство экономики в своем комментарии к Указу № 450, практика показала, что в стране назрела необходимость в закреплении новых подходов к решению вопросов лицензирования, которые позволили бы добиться снижения административной нагрузки на деятельность субъектов хозяйствования посредством введения комплексного регулирования отношений в сфере лицензирования, оптимизации порядка и сокращения сроков совершения лицензионных процедур, упразднения требований о лицензировании отдельных видов деятельности и составляющих их работ (услуг). С целью решения данных задач и был принят Указ № 450. Кроме того, говорится в самом документе, Указ принят в целях дебюрократизации деятельности государственных органов, улучшения предпринимательского и инвестиционного климата в стране, а также упрощения процедур лицензирования отдельных видов деятельности.

Данным Указом предусматривается отмена лицензирования 16 видов деятельности , 7 из которых включают в себя 59 составляющих работ (услуг), а также около 60 работ (услуг) по иным 13 видам деятельности, лицензирование которых сохраняется; объединение двух видов деятельности в один.

Документом утверждено Положение о лицензировании отдельных видов деятельности с прилагаемым перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций.

Документом предусмотрено сокращение сроков совершения процедур лицензирования. Если сейчас срок рассмотрения заявления о выдаче лицензии, внесении в нее изменений и (или) дополнений составляет 1 месяц, то в новом документе предлагается сократить его до 15 рабочих дней. Срок рассмотрения заявления о продлении действия лицензии, а также проведения проверки (экспертизы) соответствия возможностей лицензиата лицензионным требованиям и условиям сокращен с 15 рабочих дней до 10 рабочих дней, а срок выдачи дубликата лицензии, представления информации из реестра лицензий – с 5 рабочих дней до 3 рабочих дней.

Кроме того, Положением разграничены понятия и конкретизированы случаи прекращения действия и аннулирования лицензии. Предусмотрено только три основания для аннулирования лицензии: два – по решению лицензирующего органа, если лицензия выдана на основании представленных соискателем лицензии недостоверных сведений, имеющих значение при принятии решения о выдаче лицензии либо если лицензиат не обращался за получением лицензии в течение шести месяцев со дня принятия решения о ее выдаче; одно – по решению суда, в случае принятия незаконного (в том числе с нарушением установленного законодательством порядка) решения о ее выдаче. В иных случаях принимается решение о прекращении действия лицензии.

Документом оптимизированы и сокращены перечни лицензионных требований и условий, документов, представляемых при обращении за выдачей лицензии, а также грубых нарушений законодательства о лицензировании. Так, в частности, из числа документов, представляемых соискателем лицензии для ее получения, исключено указание на перечень нормативных и иных правовых актов, регулирующих порядок осуществления лицензируемой деятельности, а также на документы, которые могут быть истребованы лицензирующим органом у иных органов и организаций самостоятельно, при определении грубых нарушений законодательства о лицензировании отменена общая формулировка о нарушениях, предусмотренных законодательными актами.

В Положении содержится и ряд иных новшеств в области лицензирования.

Риэлтеры по-прежнему будут получать лицензии

Что касается риэлтерской деятельности, то она как составляющая лицензируемого вида деятельности по оказанию юридических услуг осталась в общем списке лицензируемых видов деятельности, утвержденных Указом № 450. Принятие такого решения не явилось каким-то открытием или большой неожиданностью ни для лицензируемого органа – Министерства юстиции, ни для самих риэлтеров. Минюст неоднократно выступал с предложением сохранить риэлтерскую деятельность как составляющую лицензируемого вида деятельности, поскольку она непосредственно затрагивает интересы и права потребителей рынка недвижимости. Да и само лицензирование риэлтерской деятельности было введено с целью наведения порядка на рынке.

В данной связи напомним, что в 2004 году по поручению Главы государства постановлением правительства было определено, что сфера риэлтерских услуг должна лицензироваться. В течение 3-х месяцев был разработан пакет документов, на основании которого риэлтерская деятельность была отнесена к юридическим услугам, для осуществления которой необходима была лицензия, выдаваемая Министерством юстиции. Выдаче лицензии предшествовала большая процедура по аттестации специалистов, которых на то время в риэлтерской организации должно было быть не менее трех и которые должны были сдать квалификационный экзамен. Однако, несмотря на эти сроки, остановки в работе рынка недвижимости не произошло, и в начале февраля 2005 года на рынке недвижимости риэлтерские услуги стали осуществляться на основании лицензий.

Первым документом, принятым постановлением Минюста, стали Правила осуществления риэлтерской деятельности. Затем, на основании проверок и практической деятельности риэлтерских организаций, в Правила неоднократно вносились изменения и дополнения. Впоследствии документ был утвержден Указом Президента от 9 января 2006 года № 15 «О риэлтерской деятельности в Республике Беларусь».

Долго обсуждался вопрос и относительно страхования риэлтерских услуг, которое в первую очередь было направлено на защиту интересов и прав граждан. В целях реализации указа о риэлтерской деятельности Минюстом принято свыше 40 нормативных правовых документов, регулирующих риэлтерскую деятельность. Особое место среди них занимают Правила профессиональной этики риэлтеров.

В 2008 году внесены изменения в указ главы государства № 15, разработано соответствующее постановление Правительства от 14 марта 2008 года № 386, которым введена «прозрачная» система оплаты риэлтерских услуг.

С учетом нового порядка оплаты риэлтерских услуг Минюстом разработаны образцы договоров на оказание риэлтерских услуг, подробно регулирующие условия и содержание работы, выполняемой риэлтерами. Это позволило более чем в 2 раза сократить количество жалоб граждан по вопросам деятельности риэлтерских организаций.

В настоящее время на основании выданных лицензий в Беларуси осуществляют деятельность 107 риэлтерских организаций.

О новшествах и не только

Согласно новому законодательному документу органом, уполномоченным на выдачу специального разрешения (лицензии) на право заниматься риэлтерской деятельностью, будет являться, как и ранее, Министерство юстиции. Срок действия лицензии также не поменялся: она, как и прежде, будет выдаваться на 5 лет.

Что же надо понимать под риэлтерской услугой? Как прописано в Положении, под риэлтерскими услугами понимается «посредническая деятельность коммерческой организации по содействию при заключении, исполнении, прекращении договоров на строительство (в том числе долевое), купли-продажи, мены, аренды, иных сделок с объектами недвижимости, правами на них (за исключением организации и проведения аукционов и конкурсов), в том числе консультационные услуги по сделкам с объектами недвижимости, предоставление информации о спросе и предложении на объекты недвижимости, подбор вариантов сделки с объектом недвижимости, сделки с участием в строительстве объекта недвижимости, организация и проведение согласования условий предстоящей сделки, помощь в подготовке (оформлении) документов, связанных с осуществлением сделки с объектом недвижимости, сделки с участием в строительстве объекта недвижимости, регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним».

Если говорить о новшествах в части работы риэлтерских организаций, которые нашли отражение в Положении, то, пожалуй, основным из них является то, что с 1 января 2011 года, с момента вступления Указа № 450 в силу, государственным риэлтерским организациям не надо будет получать лицензии для оказания риэлтерских услуг. Как прокомментировала данное новшество Галина Гришковец, начальник управления адвокатуры и лицензирования риэлтерской деятельности Минюста, данный вопрос обсуждался давно, и это позиция Совета Министров. В данной связи возникает главный вопрос: какими нормативно-правовыми документами в своей работе будут руководствоваться государственные риэлтерские организации, не получая лицензии? Потому что коммерческие организации, как и ранее, должны будут руководствоваться в своей работе нормативно-правовыми документами, регулирующими риэлтерскую деятельность, как прописано в положении. Однако пока этот вопрос остается открытым. И, надо полагать, до 1 января 2011 года.

В Положении четко прописано, какие юридические лица (коммерческие организации) не имеют права на получение лицензии на оказание риэлтерских услуг. К ним, в частности, относятся коммерческие организации, руководители или специалисты по риэлтерской деятельности которых в установленном порядке признаны недееспособными или ограниченно дееспособными, или ранее совершили умышленное преступление и судимость не снята и не погашена, или в течение последних 3 лет были уволены из правоохранительных, судебных и других государственных органов за виновные действия. Не смогут получить лицензии и юрлица, в отношении руководителей или специалистов по риэлтерской деятельности которых либо индивидуальных предпринимателей (юридического лица), в качестве которых были зарегистрированы (учредителем или руководителем которого являлись) эти лица, в течение одного года до дня обращения за получением лицензии было принято решение об аннулировании лицензии на осуществление адвокатской деятельности, частной нотариальной деятельности либо деятельности по оказанию юридических услуг соответственно. Кроме того, не смогут получить лицензии и организации, в отношении руководителей которых в течение одного года до дня обращения за получением лицензии было принято решение об аннулировании свидетельства об аттестации риэлтера, а также если руководители коммерческих организаций ранее являлись руководителями риэлтерских организаций, в деятельности которых в течение 5 последних лет установлены факты сокрытия от налогообложения доходов либо иные нарушения, повлекшие прекращение действия или аннулирование лицензии на оказание риэлтерских услуг.

И это также одно из новшеств, закрепленное Указом № 450, отметила в беседе с автором публикации Г.Гришковец. Хотя, надо сказать, что многие требования в отношении руководителей риэлтерских организаций действовали и ранее и были прописаны в положении о руководителе риэлтерской организации, утвержденном постановлением Минюста от 1 июня 2009 года № 42 «О некоторых мерах по совершенствованию риэлтерской деятельности в Республике Беларусь».

Еще одно новшество, содержащееся в документе, касается места оказания риэлтерских услуг. Как подчеркнула Г.Гришковец, оказание риэлтерских услуг будет осуществляться только в территориальной единице или ее филиале.

По словам начальника управления адвокатуры и лицензирования юридической деятельности Минюста, в документе есть и иные новшества. А вот что касается указа о риэлтерской деятельности, постановлений Минюста, то их никто не отменял. Согласно Указу № 450 до 1 января 2011 года Совет Министров должен обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Указом и принять иные меры по реализации настоящего Указа. А это значит, что в действующие ныне нормативные документы, регулирующие риэлтерскую деятельность, будут внесены изменения и дополнения.

Отметим также, что согласно Положению о лицензируемых видах деятельности для получения лицензии на оказание риэлтерских услуг в штате юрлица, как и ранее, должно быть не менее 5 риэлтеров (для обособленного подразделения – не менее одного) и агентов по операциям с недвижимостью, количество которых не может превышать количества риэлтеров более чем в три раза. Кроме того, руководитель коммерческой организации должен иметь свидетельство об аттестации риэлтера либо высшее образование и стажа работы не менее 3 лет в качестве руководителя риэлтерской организации, его структурного подразделения или специалиста по риэлтерской деятельности.

При оказании риэлтерских услуг лицензиат обязан соблюдать требования и условия, установленные нормативными правовыми актами, регулирующими риэлтерскую деятельность. Он должен обеспечивать соблюдение специалистами по риэлтерской деятельности ограничения на работу на основе гражданско-правовых и (или) трудовых договоров в других риэлтерских организациях.

Кроме того, в Положении прописан перечень документов, которые в обязательном порядке должны быть у лицензиата. К ним относятся: документ, содержащий порядок оплаты риэлтерских услуг, договор на оказание риэлтерских услуг и (или) другие документы, подтверждающие факт оказания возмездных услуг в соответствии с законодательством, журнал учета сведений о финансовых операциях, правил внутреннего контроля и журнал учета специальных формуляров.

Отметим также, что в риэлтерской среде с пониманием отнеслись к тому, что коммерческим организациям для оказания риэлтерских услуг, как и прежде, надо будет получать лицензии. Как отметил Николай Простолупов, председатель совета Белорусской ассоциации недвижимость (БелАН), члены БелАН положительно оценивают принятие подобного решения. Они считают, что должен быть орган, который не только контролировал бы деятельность агентств недвижимости, но и обеспечивал бы защиту их интересов. «Да, Минюст контролирует, но, с другой стороны, это орган, куда можно обратиться с различными вопросами и который способствует развитию рынка недвижимости», - сказал Н.Простолупов. В то же время, подчеркнул председатель совета БелАН, директора некоторых других агентств недвижимости, не входящих в БелАН, придерживались иного мнения. Одни из них надеялись на отмену лицензирования, другие – на возвращение сертификации.

«Поскольку мы, агентства недвижимости, несем достаточно большую ответственность перед людьми за ту работу, которую делаем, то, по моему мнению, лицензирование риэлтерской деятельности должно быть», - сказал Владимир Завгородний, директор ООО «Динас».

В любом случае, как не относились бы в риэлтерской среде к тому, что риэлтерская деятельность осталась в перечне лицензируемых видов деятельности, факт остается фактом: все риэлтеры по-прежнему смогут работать на рынке недвижимости только при наличии специального разрешения (лицензии).

Елена МАСЛОВСКАЯ

13.09.2010

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 6, за месяц 40

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 36/2010