Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Особенности проведения работ на зданиях и сооружениях, являющихся историко-культурными ценностями

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Жилищное законодательство РБ » Особенности проведения работ на зданиях и сооружениях, являющихся историко-культурными ценностями

Многовековая история Беларуси воплощена в многочисленных материальных объектах и нематериальных проявлениях творчества человека. Самыми очевидными из таких материальных объектов являются памятники архитектуры, наиболее значимым из которых, имеющим отличительные исторические, духовные и документальные черты, Советом Министров Республики Беларусь придается статус историко-культурной ценности.

Правовое регулирование в отношении материальных объектов с таким статусом, а также предложенных к приданию статуса, в том числе порядка проведения на них работ, обеспечено Законом Республики Беларусь от 9 января 2006 года «Аб ахове гісторыка-культурнай спадчыны Рэспублікі Беларусь» (далее – Закон).

В соответствии с Законом памятники, которым придан статус историко-культурной ценности, включаются в Государственный список историко-культурных ценностей, ведение которого осуществляет Министерство культуры Республики Беларусь. В настоящее время в Государственном списке насчитывается 5379 материальных недвижимых историко-культурных ценностей, из которых 1763 памятника архитектуры и 11 градостроительства.

Памятники архитектуры могут быть как одиночными, так и комплексными, к которым относят комплексы, ансамбли, застройки улиц и т.д. Как правило, самым объемным объектом наследия является исторический центр города. В Государственном списке представлены 10 таких историко-культурных ценностей, в городах Минск, Брест, Витебск, Могилев, Гродно, Пинск, Кобрин, Заславль, Мозырь, Полоцк.

Законодательством предусматривается сохранение отличительных художественных и исторических черт, обусловивших придание объектам статуса историко-культурной ценности, обеспечение изучения данных памятников.

Собственник в месячный срок с момента приобретения права на историко-культурную ценность обязан подписать охранное обязательство, в котором перечислены обязанности собственника, в том числе и при проведении работ на историко-культурной ценности.

Не требуется получение разрешения Министерства культуры при проведении работ по обеспечению надлежащего технического санитарного состояния материальных историко-культурных ценностей (кроме работ на фасадах), в том числе работ по их ремонту в пределах охранного обязательства. А также при проведении работ по переустройству и (или) перепланировке жилых помещений, расположенных в зданиях, являющихся материальными историко-культурными ценностями (кроме работ по переустройству и (или) перепланировке жилых помещений, являющихся материальными историко-культурными ценностями, и работ по замене заполнений дверных и оконных проемов, по остеклению лоджий и балконов).

Работы на фасаде зданий, которые являются историко-культурными ценностями, проводятся только с разрешения Министерства культуры Республики Беларусь.

Снос, демонтаж и другие подобные работы не могут выполняться на объектах историко-культурного наследия.

Перед проведением работ, а лучше перед проектированием и выбором участка для проведения работ, необходимо убедиться, что данная территория не относится к недвижимым материальным историко-культурным ценностям либо территории их зон охраны.

Зоны охраны (охранные зоны, зоны регулирования застройки, зоны охраны ландшафта, зоны охраны культурного слоя), их границы, состав и режимы содержания и использования определяются проектом зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей, утверждаемым Министерством культуры Республики Беларусь.

Охранная зона и зона охраны культурного слоя, исходя из существующей практики, обычно совпадают с границами историко-культурной ценности, для которой они устанавливаются. Зона регулирования застройки может подразделяться на несколько частей. К примеру, в одной части режимами может быть установлено ограничение нового строительства не выше одного этажа, во второй части – не выше двух этажей и т.д. Утвержденные зоны охраны должны наноситься на территориальные карты землепользования и быть доступны для ознакомления потенциальных инвесторов. Проект зон охраны может разрабатываться как собственником историко-культурной ценности, так и заказчиком работ, которые могут оказать воздействие на объект наследия.

Предусматриваются ограничение или полный запрет деятельности, которая создает угрозу сохранению недвижимых материальных историко-культурных ценностей (их окружающей среде) и условиям их содержания и использования. Однако на территории зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей в соответствии с Законом может производиться регенерация их исторического характера.

В состав научно-проектной документации на выполнение реставрационно-восстановительных работ включаются материалы научно-исследовательских работ, на основе которых проводятся проектные работы.

Они включают в себя фотофиксацию, обмеры, исторические, археологические и химико-физические исследования. Необходимо отметить, что обязательное проведение химико-физических исследований помогает принять правильные проектные решения по применению отделочных материалов на историко-культурных ценностях для большей долговечности проведенных работ, так как зачастую ни заказчики работ, ни подрядчики не знают о последствиях применения современных отделочных материалов на зданиях, при строительстве которых использованы известковые растворы.

Продолжение следует.

Ю.А.Борисюк.

24.06.2013

просмотров: сегодня 2, за последние 7 дней 17, за месяц 82

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 25/2013