Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Отчуждение земельных участков, находящихся в частной собственности: законодательные ограничения

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Жилищное законодательство РБ » Отчуждение земельных участков, находящихся в частной собственности: законодательные ограничения

В соответствии с ч. 2 ст. 44 Конституции Республики Беларусь (далее — Конституция) собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. При этом ч. 6 ст. 44 Конституции определяет, что осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц. Данные нормы Конституции реализуются в положениях Кодекса Республики Беларусь о земле (далее – КоЗ) и Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 (далее - Указ № 667).

Конституционный Суд Республики Беларусь указал, что по смыслу ст. 23 Конституции, допускающей ограничение прав и свобод личности только в случаях, предусмотренных законом, в интересах защиты прав и свобод других лиц, установленные законом ограничения в части отчуждения земельных участков, находящихся в частной собственности, не искажают сущности ограничиваемого права и гарантий его защиты, являются допустимыми и пропорциональными, поскольку обеспечивают баланс интересов личности, общества и государства, отвечают требованиям справедливости.

Статья 51 КоЗ устанавливает ряд ограничений на отчуждение земельных участков, находящихся в частной собственности.

Граждане и негосударственные юридические лица Республики Беларусь - собственники земельных участков имеют право отчуждать их:

- местным исполнительным и распорядительным органам на основании заявлений собственников по решению местного исполнительного комитета;

- гражданам Республики Беларусь либо негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь.

Основным условием при отчуждении земельных участков является сохранение их целевого назначения.

Индивидуальные предприниматели в соответствии со ст. 12 КоЗ и подп. 1.1. п. 1 Указа № 667 не могут являться собственниками земельных участков и, следовательно, не обладают правом их отчуждения.

Запрещено отчуждение местным исполнительным комитетам земельных участков, предоставленных собственникам без внесения платы. Исключение составляют случаи, когда земельный участок предоставлен без внесения платы взамен изъятого для государственных нужд. Однако земельные участки, предоставленные их собственникам без внесения платы, могут быть добровольно переданы в государственную собственность в порядке, предусмотренном ст. 54 КоЗ (ч. 3 ст. 51 КоЗ).

Земельные участки, находящиеся в частной собственности, могут отчуждаться только вместе с расположенными на них капитальными строениями (зданиями, сооружениями), незавершенными законсервированными капитальными строениями. Жилые дома, дачи, садовые домики и иные капитальные строения (здания, сооружения), а также незавершенные законсервированные капитальные строения могут отчуждаться только вместе с земельными участками, если эти земельные участки находятся в частной собственности, кроме случаев отчуждения жилых домов, дач, садовых домиков и иных капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений на снос (ч. 4 ст. 51 КоЗ). Данное правило также воспроизводится в ч. 3 п. 11 Указа № 667.

В соответствии с ч. 6 ст. 51 КоЗ и ч. 1 п. 11 Указа № 667 запрещается отчуждение земельных участков, находящихся в частной собственности и предоставленных для строительства и (или) обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений), если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, до получения их собственниками документов, удостоверяющих право на расположенные на этих участках капитальные строения (здания, сооружения). Исключение составляют отчуждение земельных участков:

- областному, Минскому городскому, городскому (города областного, районного подчинения), районному, сельскому, поселковому исполнительному комитету в соответствии с его компетенцией;

- с расположенными на них незавершенными законсервированными капитальными строениями;

- приобретенных на аукционе по продаже земельных участков в частную собственность.

Могут отчуждаться до получения собственниками документов, удостоверяющих право на расположенные на участках капитальные строения (здания, сооружения), земельные участки, предоставленные в частную собственность гражданам Республики Беларусь для:

- ведения личного подсобного хозяйства в сельских населенных пунктах, поселках городского типа - зарегистрированным по месту жительства в этих населенных пунктах или в иных населенных пунктах, расположенных на территории соответствующего сельсовета;

- коллективного садоводства;

- дачного строительства (ст. 12 КоЗ).

Право отчуждения таких земельных участков без учета принципа единства судьбы земельного участка и расположенных на нем капитальных строений (зданий, сооружений) предоставлено собственникам, поскольку законодательство не обязывает их возводить на этих земельных участках здания, сооружения.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Республики Беларусь от 11 ноября 2002 г. № 149-З «О личных подсобных хозяйствах граждан» (далее – Закон о личных подсобных хозяйствах) личное подсобное хозяйство граждан (далее – ЛПХ) – это форма хозяйственно-трудовой деятельности граждан по производству сельскохозяйственной продукции, основанная на использовании земельных участков, предоставленных для этих целей в соответствии с законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель.

Часть 1 ст. 4 Закона о личных подсобных хозяйствах предоставляет право гражданам, осуществляющим ведение ЛПХ, возводить хозяйственные здания и сооружения, необходимые для ведения ЛПХ, на земельных участках, предоставленных для этих целей в соответствии с законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель.

Земельные участки, предоставленные для ведения ЛПХ и находящиеся в частной собственности граждан, могут отчуждаться соответствующему исполнительному комитету либо гражданам Республики Беларусь, зарегистрированным по месту жительства в сельском населенном пункте, поселке городского типа или в ином населенном пункте, находящемся на территории соответствующего сельсовета (ч. 5 ст. 51 КоЗ).

В соответствии с абз. 5 п. 18 Положения о садоводческом товариществе, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 50 член садоводческого товарищества вправе осуществлять в соответствии со строительными, природоохранными, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными требованиями законодательства, в том числе техническими нормативными правовыми актами, и проектом организации и застройки территории товарищества строительство и реконструкцию садовых домиков, а также хозяйственных строений и сооружений, необходимых для ведения коллективного садоводства.

Граждане Республики Беларусь, получившие земельные участки в частную собственность как состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, до истечения восьми лет со дня государственной регистрации возведенных на них жилых домов вправе отчуждать такие участки и расположенные на них объекты недвижимости только местным исполнительным комитетам. Отчуждение незавершенных законсервированных строений, расположенных на земельных участках, предоставленных гражданам Республики Беларусь в частную собственность как состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, не допускается, за исключением отчуждения местным исполнительным комитетам (ч. 7 ст. 51 КоЗ).

В соответствии с ч. 6 ст. 31 КоЗ стоимость земельных участков, находящихся в частной собственности, при совершении сделок по их возмездному отчуждению устанавливается в соответствующих договорах и не может быть ниже кадастровой стоимости этих земельных участков на момент совершения сделок. При удостоверении сделки по отчуждению земельного участка нотариус (регистратор) получает сведения о его кадастровой стоимости в соответствии с постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь, Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 июня 2009 г. № 45/45 «О подтверждении кадастровой стоимости земельного участка».

Александр Жук, аттестованный юрист, магистр права

08.07.2013

просмотров: сегодня 2, за последние 7 дней 55, за месяц 267

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 27/2013