Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

За недостающие метры – персональная ответственность

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Жилищное законодательство РБ » За недостающие метры – персональная ответственность

Своим постановлением от 11 февраля 2002 года № 196 правительство утвердило план действий по обеспечению выполнения заданий на 2002 год по строительству, реконструкции и капительному ремонту жилых домов. Правда к этому плану не хватает одной детали -- где взять деньги. Хотя, по всей видимости, задача так и не ставилась. Главное, что теперь за невыполнение задания по вводу жилья будут нести персональную ответственность министр архитектуры и строительства и председатели облисполкомов и Минского горисполкома. Так что можно быть уверенным, что план будет выполнен.

(Постановление "Об обеспечении выполнения заданий на 2002 год по строительству, реконструкции и капитальному ремонту жилых домов", зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики

Беларусь 18 февраля 2002 г. N 5/9962).

К положительным моментам можно отнести то, что правительство впервые за последние годы попыталось посмотреть в комплексе на проблему воспроизводства жилого фонда. Обозначенные правительством меры касаются не только строительства и реконструкции жилья, но и капитального ремонта. Правда как ни старалось Министерство жилищно-коммунального хозяйства заострить внимание на проблеме неотремонтированного жилья и тем последствиям, которые грозят жилищному фонду в будущем, все осталось на прежнем месте.

Достаточно сказать, что при объемах строительства объемы капитального

ремонта выглядят просто смехотворными. Всего 343 тыс. кв. метров -- таков план по капремонту. Тогда как построено должно быть около 2,5-3 млн. кв. метров жилья, в том числе 28,5 тыс. отреконструировано.

Как говорится в постановлении, те, кому дано задание по вводу жилья, должны обеспечить его безусловное выполнение. При этом 17 процентов должно быть выполнено в первом квартале, 40 -- в первом полугодии и еще по 30 процентво -- в третьем и четвертом кварталах. Не менее 30 процентов, как и в прежние годы, должно быть построено в сельской местности.

Попутно дано указание повысить эффективность работы в строительстве и

промышленности стройматериалов и добиться снижения стоимости квадратных метров на всех уровнях инвестиционного процесса. Причем установка на повышение и, соответственно, понижение касается и смежных отраслей, организации которых осуществляют выпуск оборудования и комплектующих изделий для жилищного строительства.

Как и раньше, придется принимать некие шаги по поиску дополнительного привлечения внебюджетных источников финансирования, включая средства банков и других небанковских кредитно-финансовых организаций. Опять же, как и в прошлом году, в графики строительства (реконструкции) и финансирования в первоочередном порядке будут включаться те жилые дома, по которым открыты кредитные линии и которые имеют максимальную степень готовности. На составление графиков отведен один месяц, после чего в течение двух недель соответствующие организации получат задания по вводу, включая долевое строительство, и начнет действовать система контроля за выполнением заданий. В этой части постановления ничего нового не просматривается.

Что касается сельского строительства, то и здесь все как всегда, за

исключением некоторых нюансов. Облисполкомам, Минсельхозпроду и Комитету лесного хозяйства придется обеспечить строительство (реконструкцию) жилых домов, а также покупку и ремонт пустующих домов (квартир) из расчета не менее 5 объектов в каждой сельскохозяйственной организации. Источники финансирования -- республиканский бюджет, местные целевые бюджетные

жилищно-инвестиционные фонды, льготные кредиты, собственные средства сельхозорганизаций и иные, не запрещенные законом. В месячный срок необходимо утвердить перечни пустующих жилых домов в каждом хозяйстве, подлежащих реконструкции и ремонту. При этом должно быть обращено "особое внимание на жилые дома, находящиеся на территориях радиоактивного загрязнения". Неплохое решение проблемы. Известно, например, что на загрязненной территории находится огромное количество пустующего жилья. Так что, теперь его будут приобретать и ремонтировать? А может, разбирать и строить? Впрочем, как пояснили разработчики, предлагаемая мера направлена на то, чтобы привести в порядок пустующее жилье: там, где невозможно жить -- снести, а там, где уровень загрязнения не очень высокий (то есть жить можно), – привести дома в порядок и заселить туда людей. А вот как это будет реализовываться на практике – зависит от местных властей. Только не перестарались бы они, гонясь за показателями ввода жилья.

В целях снижения финансовых затрат при проектировании новых

объектов стоит задача максимально использовать эффективные и наиболее экономичные решения. А вот здесь вряд ли произойдет нечто новое. Скорее всего, как и прежде, вместо блокированного жилья колхозы и совхозы будут строить более дорогое -- дома на одну семью. Надо же у землеробов воспитывать чувство хозяев!

Также будут предусмотрены меры по снижению на 10 процентов стоимости жилья, которое строится с привлечением государственной поддержки и для граждан-очередников за счет их же средств, но в пределах нормируемого размера общей площади строящегося жилого помещения. Очередники будут по-прежнему освобождаться от платы за инфраструктуру. Правда в этом пункте ничего не говорится, что эта льгота может действовать на площадь строящегося жилого помещения в пределах нормы 20 кв. метров на человека.

В текущем году облисполкомы и Мингорисполком должны будут создать фонд социального жилья, используя различные источники. Наконец-то спустя два с половиной года после вступления в действие нового Жилищного кодекса правительство решило занять более жесткую позицию в отношении социального жилья. Дело в том, что, как следует из ЖК, создание фондов социального жилья в каждом регионе является задачей местных советов. А последние, как показали итоги последних двух с половиной лет, как-то уж очень медленно реализуют нормы Жилищного кодекса. Учитывая это обстоятельство, правительство решило несколько подшевелить местные органы власти.

Новшеством можно считать и то, что в текущем году облисполкомам и

Мингорисполкому рекомендовано направлять часть средств местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов на предоставление займов (кредитов) и ссуд военнослужащим и работникам милиции, строящим жилье. И здесь же рекомендуется предусматривать направление части средств целевых сборов на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, на капитальный ремонт жилых домов. Правда будут ли после этого увеличены объемы капитально ремонтируемого жилья -- неизвестно. Но практика показывает, что все, что носит не обязательный, а всего лишь рекомендательный характер, выполняется в последнюю очередь, если вообще выполняется.

В заключение отметим, что этим же постановлением Минстройархитектуры, Минжилкомхоз и Минэкономики по согласованию с облисполкомами и Минским горисполкомом в трехмесячный срок должны утвердить предельные нормы затрат на капремонт и реконструкцию жилых домов с учетом стоимости строительства жилья и степени износа зданий. В связи с этим решения по капитальному ремонту и реконструкции жилых домов с затратами, превышающими указанные предельные нормы, заказчики смогут принимать на основании технико-экономических обоснований, прошедших государственную экспертизу и утвержденных в установленном законодательством порядке. Вот эта мера в случае ее реализации может позволить оптимизировать затраты на капремонт, а следовательно, увеличить сами объемы ремонтируемого жилья. Но это чисто теоретическое предположение.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ

18.03.2002

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 3, за месяц 20

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 11/2002