Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Техобслуживание с учетом земельного налога, но без учета платы за "аренду" квартиры

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Жилищное законодательство РБ » Техобслуживание с учетом земельного налога, но без учета платы за "аренду" квартиры

Конституционный суд Беларуси принял решение о необходимости нормативного урегулирования оплаты услуг за техническое обслуживание домов жилищно-строительных кооперативов (ЖСК) с учетом земельного налога. Но было бы неплохо, если бы КС обратил внимание еще и на то, как выполняются в Беларуси требования Жилищного кодекса по взиманию платежей за пользование жилым помещением и техобслуживание с нанимателей и собственников квартир.

Конституционный суд (КС) принял решение от 21 ноября 2003 года № Р-164/2003 "О правовом регулировании вопросов взимания платы за техническое обслуживание домов жилищно-строительных кооперативов с учетом земельного налога".

Поводом для рассмотрения данного вопроса послужили коллективные и личные обращения граждан о различиях в условиях уплаты земельного налога гражданами-собственниками квартир в домах ЖСК и гражданами, которым на праве собственности принадлежат квартиры в домах государственного жилищного фонда.

Проанализировав соответствующие положения Конституции РБ, Кодекса Республики Беларусь о земле, Закона "О платежах за землю" и других нормативных правовых актов, КС установил следующее.

Согласно Закону "О платежах за землю" (далее - Закон) плательщиками земельного налога являются юридические и физические лица, которым земельные участки предоставлены во владение, пользование либо в собственность (ст. 5). Соответственно, объектом налогообложения является земельный участок, который находится во владении, пользовании или собственности (ст. 4). Из анализа положений статей 30, 31 Кодекса о земле следует, что право постоянного пользования, право пожизненного наследуемого владения земельным участком и право частной собственности на участок удостоверяется государственным актом, с момента получения которого возникает это право. В отдельных случаях по ходатайству землевладельца, землепользователя соответствующий исполнительный и распорядительный орган может разрешить использование этих земельных участков до выдачи указанного документа при условии определения границ земельного участка в натуре (на местности).

Конституционный суд обращает внимание на то, что Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 18 февраля 1991 года "О проведении земельной реформы в республике" юридические лица, имеющие в пользовании земельные участки, предоставленные им до введения в действие Кодекса о земле от 11 декабря 1990 года (действовал до 1 января 1999 г.), были обязаны до 1 января 1994 года оформить документы, удостоверяющие право владения или право постоянного пользования землей. По окончании указанного срока ранее предоставленное им право пользования участками признавалось утратившим силу (п. 8). В свою очередь Совету министров было поручено обеспечить выделение соответствующих денежных средств и материально-технических ресурсов, необходимых для проведения земельной реформы (п. 9). При этом в соответствии со ст. 143-1 действующего земельного кодекса участки, расположенные на территории Беларуси независимо от форм собственности и целевого назначения подлежат обязательному государственному кадастровому учету, а права на них и сделки с ними -- обязательной государственной регистрации.

В то же время изучение правоприменительной практики показывает, что если право пользования земельными участками, застроенными домами жилищно-строительных кооперативов (ЖСК), оформлено в соответствии с положениями Кодекса, то акты землепользования на земельные участки, занятые жилищным фондом, находящимся на балансе жилищных ремонтно-эксплуатационных организаций (ЖРЭО), у большинства этих организаций отсутствуют.

Земельный налог с земельных участков, на которых расположены жилые дома государственного жилищного фонда и находящихся в фактическом пользовании ЖРЭО, исчисляется и уплачивается соразмерно площади застройки. Плательщиками земельного налога в соответствии со ст. 5 Закона являются юридические лица, то есть ЖРЭО. При этом на основании пункта 57 Инструкции о порядке исчисления и уплаты платежей за землю юридическими лицами, утвержденной постановлением Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 18 апреля 2000 года № 33 (с изменениями и дополнениями), платежи за землю относятся на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг).

Далее КС отмечает, что Законом "О бюджете Республики Беларусь на 2003 год" определен ряд мер социальной поддержки населения в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Так, согласно ст. 9 данного Закона в 2003 году из местных бюджетов финансируется до 35 процентов затрат по оказанию жилищно-коммунальных услуг населению в областях и до 28 процентов в Минске. Средства целевого сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, в соответствии со ст. 11 направляются на расходы по содержанию и ремонту жилищного фонда, включая ЖСК, товарищества собственников, а также на субсидии юрлицам по возмещению части затрат, связанных с оказанием жилищно-коммунальных услуг населению.

Кроме этого есть еще Положение о порядке использования средств целевого сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, включая ЖСК, товарищества собственников, и на субсидии юридическим лицам по возмещению части затрат, связанных с оказанием коммунальных услуг населению (постановление Минжилкомхоза от 25 марта 2002 года № 3). Этим положением установлено, что возмещение расходов юридических лиц (кроме тех, расходы по содержанию жилья которых финансируются из бюджета) по содержанию и текущему ремонту жилфонда, включая ЖСК, молодежные жилые комплексы, товарищества собственников, производится за вычетом начисленных сумм платы граждан за техническое обслуживание жилых домов и других доходных источников (арендная плата и др.).

Исходя из проведенного анализа, Конституционный суд сделал вывод, что действующее законодательство регулирует вопросы социальной поддержки населения в сфере жилищно-коммунального хозяйства с учетом конституционного принципа равенства всех перед законом и права без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст. 22 Конституции) и предусматривает равную социальную поддержку граждан независимо от того, проживают они в домах государственного жилищного фонда или домах жилищно-строительных кооперативов.

Вместе с тем КС обращает внимание на то, что ЖРЭО уплачивают земельный налог из сумм платы, вносимой жильцами за техобслуживание дома, в стоимость которого включена сумма этого налога. Источником же уплаты земельного налога жилищно-строительным кооперативом, который является плательщиком налога, служат денежные средства членов кооператива. В то же время в случае, когда услуги по техобслуживанию домов ЖСК оказываются ЖРЭО, при расчете платы за техническое обслуживание ими не учитывается то, что жилищно-строительные кооперативы самостоятельно, в силу Закона, исчисляют и уплачивают земельный налог. Следовательно, суммы земельного налога, уплачиваемого ЖРЭО, не подлежат включению в стоимость услуг по техническому обслуживанию домов жилищно-строительных кооперативов.

В связи с этим Конституционный суд считает, что с целью обеспечения защиты прав и законных интересов граждан РБ, проживающих в домах ЖСК, вопросы оплаты услуг ЖРЭО за техническое обслуживание домов жилищно-строительных кооперативов подлежат нормативному урегулированию с учетом конституционного принципа социальной справедливости и положений Закона "О платежах за землю".

В итоге КС решил предложить Совету министров РБ "с целью защиты прав и законных интересов граждан Республики Беларусь, проживающих в домах жилищно-строительных кооперативов, обеспечить нормативное урегулирование вопросов оплаты услуг жилищных ремонтно-эксплуатационных объединений по техническому обслуживанию домов жилищно-строительных кооперативов с учетом конституционного принципа социальной справедливости и положений Закона Республики Беларусь "О платежах за землю", исключив необоснованное различие граждан относительно уплаты земельного налога и не допуская при этом повышения платы за техническое обслуживание". Данное решение вступило в силу с момента его принятия.

Правда, как и когда правительство отреагирует на решение КС, сказать пока трудно. Но будем надеяться, что ждать придется не очень долго. Хотя в практике есть случаи, когда решение Конституционного суда не находит должного понимания у правительства годами. Ярким примером тому служит решение КС о признании несоответствия Конституции действующей по сей день в Беларуси обязательной прописки.

Одновременно хотелось бы обратить внимание на то, что в системе ЖКХ по-прежнему не выполняются некоторые нормы действующего Жилищного кодекса и, в частности, первой и второй частей статьи 65 ЖК. В них говорится о том, что наниматель жилого помещения в доме государственного жилищного фонда "обязан вносить плату за пользование жилым помещением и коммунальные услуги". При этом "плата за пользование жилым помещением взимается исходя из общей площади занимаемого жилого помещения и с учетом ставки платы за пользование жилым помещением".

В то же время в третьей части статьи 51 ЖК указывается, что "наниматели, собственники жилых помещений, члены организации граждан-застройщиков обязаны ежемесячно участвовать в финансировании в многоквартирных жилых домах доли затрат по фактическим расходам, связанным с эксплуатацией и ремонтом вспомогательных помещений, конструктивных элементов, инженерных систем жилых домов, содержанием придомовых территорий, соразмерно занимаемой ими общей площади жилых помещений в этих домах". На практике эти расходы называются платой за техобслуживание. Но вот что странно. Размер платы за техобслуживание для собственников и для нанимателей квартир в многоквартирных домах одинаков. Причем для нанимателей плата за техобслуживание рассматривается как квартплата, в которую, если следовать правилам, установленным статьями 51 и 65 ЖК, должны включаться и расходы на техобслуживание, и плата за пользование квартирой (условно говоря арендная плата). Но в таком случае вполне справедливым будет вопрос: почему собственники квартир платят за техобслуживание больше, чем наниматели? Если же они платят одинаково, то в таком случае наниматели просто не платят за пользование жилым помещением, а значит, не выполняется требование 65 статьи ЖК.

Кстати, квартплата (для нанимателей квартир) и плата за техобслуживание (для собственников) в результате очередной индексации увеличена в ноябре по сравнению с октябрем на полтора рубля и установлена в размере 75,74 рубля в месяц за один квадратный метр общей площади жилья. Что касается тарифов на оказываемые населению коммунальные услуги (газоснабжение, холодное и горячее водоснабжение, канализацию, отопление), то они проиндексированы на 2 процента.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ

15.12.2003

просмотров: сегодня 2, за последние 7 дней 15, за месяц 209

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 49/2003