Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Жилищное законодательство требует совершенствования (Продолжение. Начало в № 48-50 за 2003 г.)

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Жилищное законодательство РБ » Жилищное законодательство требует совершенствования (Продолжение. Начало в № 48-50 за 2003 г.)

Законодательством определено, что состав и стоимость имущества, находящегося в частной собственности, приобретенного гражданами за счет их трудовых доходов, предпринимательской деятельности, сбережений и по другим основаниям, допускаемым законом (например, наследование, дарение), не ограничивается. Поэтому граждане могут иметь на праве собственности жилые дома, квартиры и иные жилые помещения без ограничения их количества и размера. Соответственно, при временном отсутствии собственников в месте их постоянного проживания за ними должны сохраняться все права по владению, распоряжению и пользованию всеми находящимися в их собственности жилыми помещениями.

Временное отсутствие не должно также препятствовать реализации собственником и членами его семьи других жилищных и связанных с ними прав при появлении соответствующих оснований по месту постоянного жительства. Например, при появлении оснований для признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий (по уровню обеспеченности общей площадью жилого помещения менее 15 кв. метров на одного члена семьи или по другим основаниям, предусмотренным в ст. 43 ЖК) она должна приниматься на квартирный учет и при выезде собственника или членов его семьи (независимо от наличия прописки и длительности отсутствия в месте постоянного проживания). При подходе очередности семьи на получение жилого помещения вступление в члены организации граждан-застройщиков (ЖСК, КИЗ, МЖК), получение государственной поддержки (субсидии, льготные кредиты и др.) для строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения в ее составе должны учитываться и указанные временно отсутствующие граждане.

В действующем ЖК (в т. ч. в гл. 6, посвященной специально частному жилищному фонду) практически отсутствуют нормы по регулированию вопросов, связанных с реализацией прав временно отсутствующих собственников жилых помещений и членов их семей. Оговорены только права отсутствующих совершеннолетних членов семьи (за которыми сохраняется право пользования жилым помещением) при совершении собственником обмена принадлежащего ему жилого помещения на другое жилое помещении (ст. 122). Такой обмен возможен при наличии письменного согласия как совместно проживающих, так и отсутствующих членов семьи.

В то же время в ст. 123 ЖК, регламентирующей порядок отчуждения и залога жилого помещения собственником, временно отсутствующие члены семьи собственника даже не упоминаются. Это тем более вызывает недоумение, поскольку в этой же статье далее указано, что граждане, давшие согласие на отчуждение или залог жилого помещения и не указанные в договоре отчуждения как граждане, за которыми сохраняется право пользования жилым помещением, при переходе права собственности могут быть выселены по требованию нового собственника без предоставления другого жилого помещения.

Не оговорены права временно отсутствующих членов семьи собственника жилого помещения и в случаях предоставления жилого дома, квартиры в собственность вместо снесенного дома в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд (ст. 104 ЖК), предоставления квартиры в собственность вместо утрачиваемого жилого помещения, находящегося в многоквартирном жилом доме (ст. 105), предоставления жилого помещения в собственность вместо утраченного в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией жилого дома (ст. 106).

Аналогичная картина наблюдается и в разделе Кодекса, посвященном правам и обязанностям членов организаций граждан-застройщиков (статьи 110-115) и в ст. 116, регламентирующей общие права и обязанности членов семьи собственника жилого помещения.

Нельзя, наконец, не отметить, что такая же неурегулированность вопросов, связанных с сохранением права пользования жилым помещением, а также других жилищных и связанных с ними прав имеет место и для временно отсутствующих граждан, проживающих в домах частного жилищного фонда, юридических лиц негосударственной формы собственности (общественных, арендных, акционерных, кооперативных и других негосударственных организаций).

Устранение указанных пробелов в ходе проводимой в настоящее время работы по совершенствованию жилищного законодательства явилось бы конкретным проявлением заботы о соблюдении гарантий прав граждан на постоянное жилище.

При упорядочении нормативного регулирования данного вопроса укреплению гарантий сохранения прав граждан послужило бы и введение специального документа, подтверждающего статус временно отсутствующих граждан (подобно тому, как при бронировании жилых помещений отсутствующим в месте постоянного проживания гражданам выдавалось охранное свидетельство - "броня").

В этой связи следует отметить, что еще в 1987 году в республике в целях обеспечения прав граждан, за которыми сохранялись жилые помещения на период их временного отсутствия, делалась попытка разработки Правил сохранения жилых помещений за временно отсутствующими гражданами, которые должны были применяться наряду с Правилами бронирования жилых помещений. Однако такие Правила не были утверждены, а по поручению Правительства Минжилкомхоз подготовил с участием Минюста и направил исполкомам местных Советов депутатов, министерствам и ведомствам соответствующие разъяснения. При этом Минжилкомхозом было установлено, что жилищно-эксплуатационными организациями (предприятиями, учреждениями, организациями, в ведении которых находится жилищный фонд) должны были выдаваться справки, подтверждающие права граждан, за которыми сохраняются жилые помещения. Такие справки должны были выдаваться по первому требованию самого временно выезжающего гражданина, членов его семьи, а также по просьбе заинтересованных в таких сведениях организаций.

Справка о сохранении жилого помещения за временно отсутствующими гражданами может служить одновременно и документом, подтверждающим их место постоянного проживания. Она может использоваться указанными гражданами при реализации ими как своих жилищных, так и иных прав (например, при медицинском обслуживании, вступлении в садоводческие или гаражно-строительные товарищества и кооперативы, при приобретении и регистрации автомобилей и т.д.). При возвращении в место постоянного жительства такая справка может служить основанием для прописки временно отсутствовавшего гражданина.

Таким образом, указанная справка может стать официальным документом, подтверждающим статус временно отсутствующих граждан в месте постоянного жительства. Для этого, очевидно, необходимо, чтобы соответствующие республиканские органы государственного управления разработали и утвердили специальный нормативный документ.

Еще лучшим вариантом было бы восстановление в новой редакции ЖК института бронирования жилых помещений с выдачей временно отсутствующим гражданам охранного свидетельства (брони) на сохраняемое за ними жилое помещение.

Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов

19.01.2004

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 4, за месяц 16

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 2/2004