Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Платежи за землю: закон разрешает, но не обязывает

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Жилищное законодательство РБ » Платежи за землю: закон разрешает, но не обязывает

Оценка земельных участков рыночными методами может использоваться в целях установления стартовой цены прав на участки на конкурсах, аукционах, для установления арендной платы, продажи права заключения договора аренды земельных участков и др. Может, но почему-то у нас не используется. Считается, что это якобы запрещено законодательством. Но, как оказывается, законодательство тут почти не причем.

Продажа земельных участков на аукционах регулируется Положением о

проведении аукционов по продаже земельных участков для индивидуального

жилищного строительства. Отчуждение участков на конкурсной основе

регулируется нормативными актами, издаваемыми местными органами управления. Например, в Минске действует "Временное положение о передаче в частную собственность гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства в г.Минске на конкурсной основе". Согласно этим документам стартовая цена земельного участка устанавливается на основе оценки. Причем не конкретизируется, по какой методике должна осуществляться эта оценка. Следовательно, не исключается возможность использования оценки рыночными способами с учетом спроса и предложения.

Опять же, говорить о том, что проведение аукционов и конкурсов идет в

разрез с интересами муниципалитетов, нельзя. Потому что согласно

вышеназванным нормативным актам весь доход от проведения таких

мероприятий идет в местные бюджеты.

Одним из ключевых инструментов решения задачи эффективного использования земли являются правильным образом построенные земельные арендные правоотношения. Однако данный вид правоотношений в Беларуси развит незначительно: менее 2-х процентов землепользователей обладают правами аренды земельных участков. При этом совершенно не практикуется приобретение права на заключение договора аренды земельного участка на торгах.

В то же время в соответствии с Гражданским кодексом РБ (ст. 417 "Заключение договора на торгах" и ст. 418 "Организация и проведение торгов") договор аренды может быть заключен путем проведения торгов. Арендодателем земельного участка государственной формы собственности и продавцом права на заключение договоров аренды земельных участков являются исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции. При этом при продаже права заключения договора аренды земельного участка участвует цена (стартовая цена) права аренды, которая устанавливается как процент от стоимости земельного участка.

Считается, что цена права на заключение договора долгосрочной аренды земельного участка приблизительно такая же, как цена права собственности на земельный участок. В этой связи Комитетом по земельным ресурсам, геодезии и картографии подготовлен проект положения по организации и проведению конкурсов по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков.

Продажа прав аренды хороша тем, что в отличие от права собственности никаких существенных ограничений на оборотоспособность прав аренды земельных участков в Беларуси не имеется. Покупателем может быть отечественное или иностранное юридическое лицо, земельный участок может иметь любое целевое назначение.

Предлагая хорошие условия аренды в договоре аренды, арендодатель может существенно повысить стоимость права на заключение договора аренды. Из чего следует, что и стоимость права аренды законодательство не запрещает устанавливать исходя из рыночной стоимости земельного участка.

Несмотря на сказанное, число земельных аукционов, проведенных в Республике Беларусь, можно перечислить на пальцах – два аукциона в Лиде, по одному - в Гомеле, Боровлянах и Заславле (Минский район). Один конкурс - в Минске (второй готовится). А о торгах прав аренды земельных участков и вовсе нет никакой информации. И несведущему человеку может показаться загадкой полное отсутствие интереса местных властей к возможности наполнения бюджетов за счет возмездного отчуждения прав на земельные участки, равно как и к получению знаний о стоимости земель населенных пунктов. Но загадочного тут мало. Просто частные интересы преобладают над государственными - вот и вся разгадка. И этому способствует законодательство, которое разрешает, но вовсе не обязывает открыто и с учетом цен на рынке отчуждать земельные наделы и права аренды на них.

(При подготовке публикации использованы материалы Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии РБ)

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ

22.04.2002

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 3, за месяц 18

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 16/2002