Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Снова о лицензировании риэлтерской деятельности

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Жилищное законодательство РБ » Снова о лицензировании риэлтерской деятельности

Не успели пройти регистрацию в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь постановления Минэкономики о признании утратившими силу нормативных актов, которые определяли порядок лицензирования риэлтерской деятельности, как Минюст, который согласовывал эти постановления, обратился в правительство с предложением вновь вернуться к вопросу о лицензировании риэлтерской деятельности.

Напомним, что в июле прошлого главой государства был подписан долгожданный декрет № 17 "О лицензировании отдельных видов деятельности", который по сути дела отменил лицензирование деятельности по оказанию риэлтерских услуг. 28 января 2004 года Минэкономики приняло два постановления № 19 и № 20 о признании утратившими силу приказа и постановления Мингосимущества, в соответствии с которыми до принятия упомянутого декрета осуществлялась выдача лицензий на осуществление риэлтерской деятельности. 23 марта (то есть через два месяца) постановления Минэкономики были зарегистрированы в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь (вступили в силу задним числом - с 1 ноября 2003 г.). Но как сегодня выясняется, в истории с лицензированием риэлтерской деятельности точку ставить еще рано.

В начале текущего года Минюст подготовил и направил в Совет Министров письмо, в котором изложил свое видение того, как государство должно регулировать деятельность риэлтеров. Сертификации, которая осталась действовать, по мнению Минюста, недостаточно. В риэлтерской услуге велика юридическая составляющая, считают в министерстве, и предлагают в этой связи реанимировать лицензирование риэлтерской деятельности.

В Минюсте пришли к выводу, что "начинающая формироваться система государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, к сожалению, не способна в данный момент обеспечить должный уровень правопорядка в области сделок с недвижимостью". Что же получается? Единая государственная система регистрации, которая начнет действовать с мая текущего года и в которой будут работать специально подготовленные специалисты, не способна обеспечивать безопасность рынка недвижимости? Государственные регистраторы, которые по закону обязаны нести ответственность за чистоту сделок с недвижимостью, тоже не готовы выполнять эту задачу? А риэлтеры, если их лицензированием будет заниматься Минюст, смогут?

"Рынок недвижимости начинает криминализироваться", - отмечается также в письме, направленном в правительство. И в качестве подтверждения приводится статистика МВД, которая тоже не совсем убедительна. В ней идет речь либо о квартирных кражах, либо о случаях мошенничества при заключении сделок с недвижимостью: "Только в течение 2003 года было зарегистрировано свыше 20,7 тыс. преступлений, объектами преступного посягательства по которым являлись жилые помещения". Если допустить, что здесь все-таки идет речь о незаконных сделках, то российский квартирный рынок в части криминализации должен отдыхать на нашем фоне. И в этом случае невольно возникает вопрос: “Куда смотрели все, включая и Минюст, когда готовился на подпись президенту знаменитый декрет № 17?”

В качестве аргументов в пользу реанимации лицензирования Минюст отмечает и то, что "при совершении сделок с жилыми помещениями не всегда учитываются права несовершеннолетних и других членов семьи собственника жилого помещении". Это тоже звучит как-то странно, поскольку обеспечивать защиту прав несовершеннолетних обязаны госорганы. По законодательству ни одна квартира, в которой проживают несовершеннолетние, не может быть отчуждена без разрешения местной администрации. И если утверждения Минюста соответствуют действительности, то получается, что в нарушении прав детей виноваты чиновники. А, значит, должна быть И соответствующая статистика судебных дел. Но ее, как ни странно, нет в письме. Но зато приводится пример того, как малоизвестное столичное агентство недвижимости (имея лицензию!) обмануло минчанку, присвоив вырученные от продажи ее квартиры деньги, и еще несколько граждан при покупке ими строящегося жилья. Аналогичные мошеннические действия в течение 1997-2002 годов совершил руководитель еще одной минской риэлтерской фирмы. Сюда можно было бы добавить еще несколько достаточно нашумевших судебных дел (в Минске, Барановичах, Бобруйске), в которых замешаны риэлтеры-мошенники.

Но этой статистки, кстати, могло бы и не быть, если бы сами граждане не шли на нарушение правил валютно-денежных операций, а осуществляли расчеты по квартирным сделкам в белорусских рублях и через банк. Ведь, по большому счету, каждая сделка на вторичном квартирном рынке сегодня совершается с нарушением законодательства из-за того, что расчеты производятся в долларах США. Это как раз и привлекательно для мошенников -– и до введения лицензирования риэлтерской деятельности, и после введения, и сейчас, когда лицензирование отменено. Тем более что государство само через положение о сертификации предоставило риэлтерам полномочия по осуществлению охранных действий своих клиентов при осуществлении ими взаиморасчетов по сделкам. Заметьте – не банки, не нотариусы, как в цивилизованных странах, а риэлтеры обязаны беспокоится о том, чтобы их клиенты друг друга не обманули. И удивительно, что, имея такие полномочия, лишь единицы из общей армии риэлтеров идут на обман своих клиентов.

А ведь суть риэлтерской услуги заключается в том, чтобы только свести интересы покупателя и продавца. Да, в этой услуге есть юридическая составляющая, поскольку риэлтер обязан знать законодательство в той части, которая касается сделок с недвижимостью. И эти знания он подтверждает при прохождении аттестации. Но зачем ему получать лицензию, аналогичную той, которую получают юристы? Непонятно. Ведь так можно дойти до того, что всех специалистов (бухгалтеров, банкиров, журналистов, социальных работников, психологов и т.д.), чья деятельность требует хороших знаний законодательства и необходимости решить вопросы правового характера, придется обязать получать лицензии юристов. Но, имея такую лицензию, каждый из этих специалистов сможет заниматься оказанием юридических услуг в своей сфере. И что тогда будут делать настоящие юристы? Останутся без работы?

Наверное, все-таки не нужно заниматься подменой понятий. Да, необходимо регулировать любую деятельность, но не количеством лицензий, а другими, более цивилизованными способами, в том числе и путем создания условий, при которых работать в рамках закона будет выгоднее, нежели нарушая его. Вот где непаханое поле для того же Министерства юстиции, как, впрочем, и для других министерств. У нас огромное количество нестыковок в законодательстве, до сих пор нет закона об ипотеке, хромает на обе ноги Жилищный кодекс, не работает механизм защиты прав частной собственности и множество других проблем правового характера, причем в сфере недвижимости.

А риэлтерами, если их деятельность, как отмечено в письме Минюста со ссылкой на прошлогодний отчет Министерства по налогам и сборам, приводит "к многочисленным налоговым нарушениям, недопоступлению доходов в бюджет", пусть занимаются налоговые службы.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ

19.04.2004

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 4, за месяц 41

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 16/2004