Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Жилье и коллективный договор

Право на жилище является одним из важнейших социально-экономических прав, которые конституционно гарантируются каждому гражданину Республики Беларусь. Гарантии права на жилище, предусмотренные ст.48 Конституции Республики Беларусь, по существу имеют экономический характер. В то же время они выражаются в обязанностях, которые приняло на себя государство для обеспечения предоставленного гражданам права: развивать государственный и частный жилищный фонд; содействовать гражданам в приобретении жилья; предоставлять жилище гражданам, нуждающимся в социальной защите или по доступной для них плате.

Для государственных предприятий, учреждений, организаций, имеющих жилищный фонд и осуществляющих жилищное строительство, порядок предоставления жилых помещений своим работникам устанавливается в соответствии с Жилищным кодексом и коллективными договорами.

Федерацией профсоюзов Беларуси изданы Методические материалы для разработки коллективных договоров в 2004 году. Они разработаны на основе Конституции Республики Беларусь, Трудового кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах», других нормативных правовых актов. Коллективный договор позволяет устанавливать дополнительные по сравнению с действующим законодательством положения не только об условиях труда и его оплаты, но и о социальном и жилищно-бытовом обеспечении работников организации, гарантии и компенсации, представляемые нанимателем.

В соответствии с указанными Методическими материалами, содержащими макет коллективного договора, к коллективному договору должно быть разработано отдельное Положение по обеспечению жилой площадью работников данной организации. В этом Положении предусматривается порядок принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы, а также определяются виды учета (списков очередности), которые будут вестись в данной организации (общие, на получение жилых помещений в первую очередь, вне очереди). Конкретно определяются категории работников, которые будут иметь право на получение жилья по этим очередям, порядок и условия предоставления жилых помещений работникам организации (по договору найма, с частичной или полной оплатой и т.д.). Здесь же устанавливаются размеры (в процентах ) распределения общей площади жилых помещений на общую и льготные очереди.

На практике иногда смешиваются понятия "учет", "очередь", "очередность". В связи с этим необходимо отметить, что "очередность" наряду с "учетом" является самостоятельной категорией в жилищном законодательстве.

Очередность при предоставлении гражданам жилых помещений устанавливается в целях справедливого распределения жилья. При этом, в соответствии со ст. 25 Жилищного кодекса Республики Беларусь, общественный контроль за установлением очередности на получение жилых помещений должен осуществляться специальными общественными комиссиями, созданными при местных исполнительных и распорядительных органах, на предприятиях, в учреждениях, организациях, с участием депутатов, представителей профсоюзов и трудовых коллективов.

Ранее в жилищном законодательстве выделялись категории граждан, которым жилье предоставлялось вне очереди и в первую очередь. С введением в действие нового Жилищного кодекса (с 1.07.1999 г.) право на внеочередное получение жилых помещений получили отдельные категории граждан, из числа тех, кому в соответствии со ст. 12 ЖК РБ должны предоставляться жилые помещения социального пользования. К этой категории относятся больные активной формой туберкулеза, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находившиеся в детских учреждениях, у родственников, опекунов (попечителей), либо на обучении в высшем, среднем специальном профессионально-техническом учебном заведении, на службе в Вооруженных Силах Республики Беларусь, если за ними не сохранилось жилое помещение или если они не могут быть по другим причинам вселены в жилое помещение, из которого выбыли. Законодательными актами Республики Беларусь могут быть определены и иные случаи предоставления гражданам вне очереди жилых помещений социального пользования. В то же время предоставление гражданам жилых помещений в первоочередном порядке Жилищным кодексом не предусмотрено, поэтому местные исполнительные и распорядительные органы и не ведут таких списков при осуществлении учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства.

Однако при заключении коллективных договоров могут быть, в частности, предусмотрены как льготные основания принятия работников на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так и порядок предоставления им жилых помещений, в том числе в первоочередном и во внеочередном порядке, включая и установление либо перенос очередности.

Очередность на получение жилого помещения по месту работы совместным решением администрации и профкома может быть перенесена, как это было и ранее, на более поздние сроки злостным нарушителям трудовой дисциплины, лицам, к которым в течение года неоднократно применялись меры административного взыскания или общественного воздействия за пьянство, совершившим мелкое хищение государственного или общественного имущества, либо мелкое хулиганство, а также осужденным за совершение преступления. В решении о перенесении гражданам очередности на получение жилого помещения указываются мотивы и срок, на который переносится очередность.

Законодательством не определен перечень случаев злостного нарушения трудовой дисциплины. В каждом конкретном случае этот вопрос решается администрацией совместно с профсоюзным комитетом с учетом мнения трудового коллектива. Иногда очередность не переносится, если в семье лица, совершившего правонарушение или антиобщественный поступок, имеются малолетние дети или больные либо если семья проживает в крайне тяжелых жилищных условиях.

Очередность может быть перенесена и гражданам в связи с безосновательным отказом от получения жилого помещения, отвечающего установленным требованиям и размеру. Безосновательным считается отказ от получения жилого помещения по мотиву отдаленности его расположения от центра города, размещения на менее удобном этаже, отсутствия балкона и т.п.

На практике отступления от принципа очередности при предоставлении жилья иногда имеют место в связи с отсутствием жилых помещений необходимого размера. Так, если первой на очереди состоит семья из 5 –
6 человек, а предприятие в текущем году построило (или имеет в наличии) только двухкомнатные и однокомнатные квартиры, то они предоставляются другим семьям, состоящим на очереди вторыми, третьими и т.д. Во избежание подобных случаев исполкомы местных Советов депутатов, являющиеся традиционно и сейчас основными заказчиками при долевом строительстве, при выделении предприятиям и организациям жилья должны учитывать их потребность в квартирах того или иного типа. Кроме того, при отсутствии квартир необходимых типов по решению администрации и профсоюзного комитета, с ведома исполкома местного Совета депутатов, допустим взаимообразный обмен квартирами между предприятиями, организациями, находящимися в данном населенном пункте.

Вопросы, связанные с определением очередности предоставления жилых помещений могут возникать и при заключении контрактов с работниками. Пунктом 11 Положения о порядке и условиях заключения контрактов нанимателей с работниками (утверждено постановлением Совета Министров № 1476 от 25.09.1999 г.) определено, что стороны могут предусмотреть в контракте дополнительные по сравнению с законодательством социально-бытовые льготы и гарантии для работника. Эти льготы могут касаться сроков предоставления жилья или оказания материальной помощи для приобретения жилья в собственность и т.д. Вместе с тем наличие записи в контракте о предоставлении такой льготы не освобождает администрацию предприятия и профсоюзный комитет от включения соответствующих мер, обеспечивающих реализацию этой льготы в коллективный договор.

В разделе макета коллективного договора «Жилищное строительство. Постановка на учет и распределение жилья. Компенсации, льготы» рекомендовано предусматривать конкретные объемы строительства и ввода в эксплуатацию жилья, в том числе через УКС местного исполкома, хозяйственным способом, в ЖСК, КИЗ и по долевому участию с другими организациями. Предусматривается также предоставлять работникам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, одноразовых безвозмездных субсидий, займов на строительство (реконструкцию) или покупку жилых помещений, предоставление беспроцентных ссуд индивидуальным застройщикам, членам жилищно-строительных кооперативов, коллективов индивидуальных застройщиков, а также работникам, приобретающим (выкупающим) жилье в собственность.

Кроме того, может быть предусмотрено оказание индивидуальным застройщикам помощи стройматериалами, машинами, механизмами, а также выделение средств для установки приборов учета расхода газа, воды и регулирования расхода тепловой энергии в ведомственном жилищном фонде, компенсации затрат работникам организации, установившим указанные приборы за счет собственных средств.

Таким образом, Коллективный договор предоставляет работникам организаций более широкие возможности для улучшения жилищных условий и тем самым дополняет государственные социальные гарантии по решению жилищных проблем граждан по месту жительства. Наниматели несут ответственность за своевременное и полное выполнение обязательств и мероприятий, принятых в коллективном договоре. Контроль за выполнением договора осуществляется профкомом, нанимателем и постоянной комиссией по разработке и контролю за выполнением договора.

Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов.

24.05.2004

просмотров: сегодня 2, за последние 7 дней 16, за месяц 134

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 21/2004