Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Жилищные права детей

Важнейшей политической, социальной и экономической задачей является всесторонняя гарантированная защита государством и обществом детства, семьи и материнства нынешнего и будущих поколений.

Наряду с гарантией гражданам Республики Беларусь права на жилище (ст. 48 Конституции Республики Беларусь) законодательство содержит и ряд специальных норм, гарантирующих право на жилище детям. Так, ст.18 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» (от 19.11.1993 № 2570-XII) предусмотрено, что каждый ребенок имеет право на жилище. Реализация данного права осуществляется в порядке, установленном жилищным законодательством Республики Беларусь.

В Кодексе Республики Беларусь о браке и семье (от 09.07.1999г. № 278-3) определено (ст.192), что каждый ребенок имеет право на жилище, соответствующее по размеру и качеству, принятым в Республике Беларусь нормам и стандартам. Ребенок, являющийся членом семьи нанимателя или собственника жилого помещения, независимо от места его проживания пользуется наравне с нанимателем или собственником правом на занимаемое им жилое помещение.

Местом жительства гражданина согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь (ст.19) признается тот населенный пункт, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних в возрасте до 14 лет или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их родителей, усыновителей или опекунов.

Соответствующие положения содержатся и в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье. Так, согласно ст.74 Кодекса местом жительства ребенка считается место жительства его родителей. Место жительства ребенка в случае отдельного проживания родителей вследствие расторжения брака или по другим причинам определяется по обоюдному согласию родителей. При отсутствии согласия между родителями спор о том, с кем будет проживать ребенок, разрешается судом исходя из интересов ребенка и с учетом его желания. Суд учитывает, кто из родителей проявляет большую заботу и внимание к ребенку, возраст ребенка и привязанность к каждому из родителей, личные качества родителей, возможность создания надлежащих материально-бытовых условий и нравственно-психологической атмосферы, обеспечения надлежащего уровня воспитания.

В Законе Республики Беларусь «О правах ребенка» наряду с закреплением права каждого ребенка жить в семье, знать своих родителей, а также права на их заботу, совместное с ними проживание (за исключением случаев, когда разлучение с одним или обоими родителями необходимо в интересах ребенка) определена и норма (ст.15), дающая ребенку право выбора одного из родителей для совместного проживания по достижении им десяти лет. Ребенок, оставшийся без попечения родителей, при невозможности передать его на воспитание в семью определяется в государственные и негосударственные детские интернатные учреждения на патронатное воспитание (ст30).

Таковы общие законодательные нормы. Вместе с тем, реализация гарантированных ребенку прав обеспечивается и рядом других нормативных правовых документов.

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий

В соответствии с действующим Жилищным кодексом Республики Беларусь и Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Беларусь (утверждены постановлением Совета Министров от 22.09.1999 г. № 1468) граждане имеют право самостоятельно состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента приобретения полной дееспособности.

По гражданскому законодательству способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста. В случае, когда законодательством допускается эмансипация (ст.26 Гражданского кодекса) или вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме соответственно с момента принятия решения об эмансипации или со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака. При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом.

Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органов опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия – по решению суда.

До приобретения полной дееспособности дети принимаются в установленном порядке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий вместе с родителями в составе семей, в которых они проживают в данном населенном пункте. Причем, семья вправе состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства, а также по месту работы каждого ее члена.

Наряду с общим основанием, дающим право для принятия на квартирный учет (обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. метров) законодательство содержит и другие ( независящие от уровня обеспеченности общей площадью) самостоятельные основания для принятия на учет семей с детьми. Так, в соответствии со статьей 43 ЖК признаются, в частности, нуждающимися в улучшении жилищных условий граждане, родившие (усыновившие) и воспитывающие детей без вступления в брак, не имеющие отдельной квартиры, а также проживающие в однокомнатной квартире или одной комнате с другим гражданином независимо от его пола, кроме супругов.

Вместе с тем, в ходе подготовки и обсуждения специалистами проекта Закона Республики Беларусь «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» выявлено несовершенство норм, регламентирующих учет детей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

По мнению Национального центра законопроектной деятельности, имеется несогласованность ряда норм действующего Жилищного кодекса (статьи 12, 42, 83, 84). Так, для реализации предусмотренного статьей 84 права на внеочередное получение жилого помещения социального пользования детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, необходимо встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Статьей же 42 ЖК установлено, что граждане имеют право самостоятельно состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента приобретения полной дееспособности. То есть получается, что ребенку-сироте необходимо дождаться наступления полной дееспособности и только после этого встать на квартирный учет и ожидать в течение определенного времени реализации своего права на указанную льготу наряду с другими льготными категориями граждан, имеющими право на получение во внеочередном порядке жилого помещения социального пользования (это граждане, жилые помещения которых в результате стихийного бедствия, техногенных и социальных катастроф стали непригодными для проживания, больные активной формой туберкулеза и некоторые другие). Это ставит детей в более худшее положение при реализации своих жилищных прав по сравнению с другими гражданами, претендующими на получение социального жилья.

В целях устранения указанной коллизии Министерством образования еще в 2000 году предлагалось предусмотреть в Жилищном кодексе, что местные исполнительные и распорядительные органы, являющиеся в соответствии с Кодексом о браке и семье органами опеки и попечительства, должны осуществлять учет несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся во внеочередном обеспечении жильем, с момента поступления их под опеку и до направления их в детские интернатные учреждения, к опекуну (попечителю), а не по достижении совершеннолетия. Дело в том, что большинство воспитанников выходят из детских учреждений после получения базового образования в 16 лет с правом внеочередного получения жилого помещения социального пользования. И для них вопрос постановки на квартирный учет для реализации своих жилищных прав является делом первостепенной важности. Предполагалось, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей будут приниматься на учет на основании справок отдела образования, исполняющего функции органа опеки (попечительства) в отношении данного несовершеннолетнего, об устройстве его на воспитание в детское интернатное учреждение, под опеку (попечительство), в приемную семью и отсутствии закрепленного за ним жилого помещения. В случае если за таким ребенком было закреплено жилое помещение, но вселение в него невозможно, принимается решение местного исполнительного и распорядительного органа о невозможности его вселения в данное жилое помещение и обеспечении его вне очереди равноценным жилым помещением.

Решение данной проблемы заложено в проекте новой редакции Жилищного кодекса (который должен рассматриваться во втором чтении на сессии Парламента). Проектом предусмотрен новый порядок учета детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а именно – они должны приниматься на квартирный учет до наступления совершеннолетия, с даты окончания пребывания в детском интернатном учреждении, у опекунов (попечителей), в приемной семье. Предусматривается также, что за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, сохраняется право состоять на квартирном учете (если они были приняты на учет ранее) при их устройстве на воспитание в детское интернатное учреждение, к опекуну (попечителю), в приемную семью или в других случаях устройства их на воспитание.

Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов.

07.06.2004

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 31, за месяц 147

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 23/2004