Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Жилищные права детей (Продолжение. Начало в № 23-25)

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Жилищное законодательство РБ » Жилищные права детей (Продолжение. Начало в № 23-25)

Указом Президента Республики Беларусь от 1 марта 2004 года № 124 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000 года № 185» установлены состоящим на квартирном учете многодетным семьям специальные льготы, расширяющие возможности их непосредственного участия в улучшении своих жилищных условий.

В этих целях главой государства на многодетные семьи, проживающие как в городах, так и в сельской местности, распространены более льготные «сельские» условия кредитования при строительстве (реконструкции) и приобретении жилых помещений. Теперь для них величина льготного кредита будет определяться по нормируемой общей площади строящегося жилого помещения и показателю стоимости строительства 1 квадратного метра общей площади жилого помещения типовых потребительских качеств для соответствующего типа жилых зданий, утверждаемому местными исполнительными и распорядительными органами, в размере до 95 процентов стоимости строительства норматива льготно кредитуемой площади жилого помещения. Максимальный срок, на который предоставляются льготные кредиты, установлен до 40 лет. Плата за пользование этими кредитами в течение срока их погашения определена в размере 5 процентов годовых. (Ранее кредиты предоставлялись в размере до 75 процентов стоимости строительства, на срок до 20 лет и под 10 процентов годовых).

Весьма существенной поддержкой для многодетных семей (кроме льготного кредита и субсидии) станет дополнительная финансовая помощь государства в погашении задолженности по кредитам. Ранее такая помощь оказывалась при рождении детей только молодым семьям в следующих размерах:

при рождении первого ребенка - 10 процентов от остатка задолженности по выданным кредитам;

при рождении второго ребенка - 20 процентов от остатка задолженности;

при рождении третьего ребенка и последующих детей - 30 процентов от остатка задолженности.

Теперь, наряду с этой помощью, в соответствии с Указом главы государства семьям (независимо от возраста супругов) будет предоставляться финансовая помощь в погашении задолженности по льготным кредитам в размерах:

при рождении третьего ребенка - 30 процентов от суммы задолженности по выданным кредитам;

при рождении четвертого ребенка - 50 процентов от суммы задолженности по выданным кредитам;

при рождении пятого ребенка и последующих детей - 100 процентов от суммы задолженности по выданным кредитам.

Кроме того, Положением об оказании семьям при рождении трех и более детей финансовой помощи государства в погашении задолженности по льготным кредитам, полученным на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений (утверждено постановлением Совета Министров от 31.03.2004 № 356, принятым во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 01.03.2004 № 124) определено, что при рождении в семье двойни финансовая помощь оказывается в следующих размерах:

если в семье до рождения двойни был один ребенок – 30 процентов от суммы задолженности по выданным льготным кредитам;

если в семье до рождения двойни было два ребенка – на одного ребенка из двойни 30 процентов от суммы задолженности по выданным льготным кредитам и на другого ребенка из двойни 50 процентов от суммы задолженности по выданным льготным кредитам, уменьшенной на размер финансовой помощи, рассчитанной на первого ребенка из двойни;

если в семье до рождения двойни было три и более детей – 100 процентов от суммы задолженности по выданным льготным кредитам.

При рождении в семье тройни и более детей размер финансовой помощи определяется по аналогии.

Расчет финансовой помощи производится открытым акционерным обществом «Сберегательный банк «Беларусбанк» от суммы задолженности по льготным кредитам, образовавшейся на дату рождения ребенка (детей).

Вместе с тем в законодательстве еще остаются некоторые пробелы в части предоставления льгот многодетным семьям. Так, в целях создания равных условий таким семьям необходимо решить вопрос об оказании финансовой помощи государства в погашении задолженности по льготным кредитам семьям не только при рождении третьего и последующих детей (после заключения кредитного договора и получения льготного кредита), но и семьям, которые уже имеют статус многодетных на момент предоставления льготного кредита.

Известно, что по уровню доходов и материальных ресурсов для удовлетворения насущных потребностей в наихудшем положении находятся многодетные, особенно многодетные неполные семьи.

Неполными в соответствии с законодательством считаются семьи, в которых дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя. К неполным относятся семьи:

женщин, родивших детей вне брака и не состоящих в браке;

вдов (вдовцов), не вступивших в новый брак, на воспитании которых находятся несовершеннолетние дети;

родителя, расторгнувшего брак и воспитывающего несовершеннолетних детей;

родителя, не заключившего новый брак, если второй из них признан безвестно отсутствующим;

одиноких граждан, усыновивших детей.

Поэтому установление для таких семей новых дополнительных льгот (что в принципе предусмотрено ст.63 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье) явилось бы еще одним важным шагом на пути реализации комплекса мер по оказанию всесторонней помощи и социальной защите семьи.

Требуется внесение дополнения и в Положение о предоставлении гражданам Республики Беларусь одноразовых безвозмездных субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений (утверждено постановлением Совета Министров от 30.04.2002 № 555) в части предоставления права на внеочередное получение субсидий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, так как по Указу от 14.04.2000 № 185 они имеют право на внеочередное включение в списки на льготное кредитование и право на совместное использование льготного кредита и субсидии.

Остается до сих пор нерешенным вопрос, рассмотрение которого было поручено Главой государства еще в 1996 году (пп.2.2 Указа от 10.09.1996 г. № 358 «О мерах по улучшению жилищных условий молодежи»). Речь идет об использовании на финансирование жилищного строительства ранее накопленных средств населения. Это денежные вклады молодых граждан и их родителей в Сберегательном банке «Беларусбанк», суммы по договорам страхования детей по состоянию на 1 января 1992 г. и облигации Государственного целевого беспроцентного займа СССР 1990 года. Эти средства в случае их индексации могли бы быть направлены на строительство (реконструкцию) или покупку жилых помещений для бывших на тот период времени молодых граждан, которые сейчас уже имеют свои семьи, воспитывают детей и нуждаются в улучшении жилищных условий.

Способствовало бы решению жилищных проблем семей, воспитывающих детей, и одновременно стимулировало бы привлечение средств населения в жилищную сферу введение специальных накопительных банковских счетов на детей. Попытка введения таких счетов была предпринята в республике в 1994 году. Постановлением Совета Министров от 21.06.1994 г. № 467 «О целевых вкладах на детей для строительства или приобретения жилья» было принято предложение Сберегательного банка о введении нового вида сбережений – целевого вклада на детей для строительства или приобретения жилья с выплатой дохода по нему в размере 300 процентов годовых. Тогда было определено, что целевой вклад открывается на имя гражданина Республики Беларусь, родившегося после 1 июля 1994 г. ( в редакции постановления от 1.07.1994 г. № 19 – после 1 января 1995 г.), на сумму 500 тыс. рублей (в ценах 1994 года) за счет средств Сберегательного банка и хранится до достижения им 18-летнего возраста. Досрочная и частичная выдача вклада и дохода по нему не предусматривалась. По окончании срока хранения вклад должен был использоваться строго по целевому назначению путем безналичного перечисления его вкладчику на строительство или приобретение жилья на территории Республики Беларусь.

В связи с наисложнейшей в тот период в республике экономической обстановкой указанное постановление о введении накопительных банковских счетов было отменено ( постановление Совета Министров от 5.01.1995 г. № 5). В настоящее время, когда, как следует из официальных источников, преодолен спад производства и достигнута положительная динамика макроэкономических процессов (обеспечиваются ежегодные приросты ВВП, производство промышленной продукции и потребительских товаров, улучшена система социальной защиты населения) можно было бы вернуться к введению накопительных счетов для детей, определив порядок их открытия и функционирования, адекватный нынешней социально-экономической ситуации (предусмотрев как минимум, в частности, что на такие вклады начисляются проценты, обеспечивающие индексацию накопленных средств в объеме увеличения стоимости строительства жилья).

В конечном счете, как дальнейшее совершенствование нормативных правовых документов в этой области, так и упорядочение льгот для семей, воспитывающих детей, может значительно расширить их возможности в улучшении жилищных условий и обеспечить реализацию гарантированных государством жилищных прав, что несомненно будет способствовать и улучшению в целом демографической ситуации в стране.

Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов.

28.06.2004

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 8, за месяц 40

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 26/2004