Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Целевой сбор на инфраструктуру противоречит закону о бюджете

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Жилищное законодательство РБ » Целевой сбор на инфраструктуру противоречит закону о бюджете

Оказывается, все граждане, достигшие 18-летнего возраста, за исключением инвалидов и участников Великой Отечественной войны, проживающие в Минском районе, обязаны с недавних пор оплачивать развитие и содержание местной инфраструктуры. Собираемые средства идут не только на ремонт мест общего пользования, но и на погашение расходов, связанных с проведением итогов смотра на лучший двор, деревню и т.д. Человек, не уплативший этот целевой сбор, не может попасть на прием в сельский исполком, получить какую-нибудь нужную справку или подать заявление.

На днях корреспонденту "НБ" попал в руки весьма любопытный документ - "Положение о целевом сборе на развитие и содержание инфраструктуры района с физических лиц", которое утверждено решением сессии Совета депутатов Минского района № 47 от 30 января 2004 года.

Данный сбор, как написано в положении, вводится в соответствии с Законом РБ "О бюджете Республики Беларусь на 2003 год". Плательщиками целевого сбора являются физические лица, проживающие на территории района. Размер сбора – 25% от базовой величины (сегодня – это 19 000 руб.) "на каждого жителя, достигшего 18-летнего возраста, включая прописанных граждан. Владельцы наследственных домов и новозастройщики" обязаны платить 50% от базовой величины. Срок уплаты сбора в 2003 году – не позднее 31 декабря (это при том, что решение о сборе принято 30 января 2004 года, то есть сбор вводится задним числом), а в последующие годы – не позднее 15 ноября.

От уплаты сбора, согласно приложению, "освобождаются на 100% инвалиды и участники ВОВ, на 50% - семьи погибших военнослужащих". А как же просто инвалиды, пенсионеры, студенты, многодетные семьи? Для них, похоже, никакие льготы не предусматриваются.

Любопытным, на наш взгляд, кажется и то, куда идут целевые сборы. Для большей наглядности приводим полный перечень основных направлений "использования сбора":

- благоустройство улиц, скверов, спортивных площадок, вывоз мусора, содержание полигонов, расходы, связанные с проведением итогов смотра на лучший двор, деревню и т.д.;

- содержание и текущий ремонт кладбищ, братских могил;

текущий ремонт ограждений, устройств в местах интенсивного движения пешеходов (в общественных местах);

- изготовление и установка указателей и табличек по вопросам благоустройства;

- текущий ремонт и окраска осветительных сооружений, замена неисправных электроламп, плафонов, освещение улиц и других общественных мест.

Распорядителем денежных средств целевого сбора на развитие и содержание инфраструктуры является председатель сельского Совета депутатов. Расходование средств должно быть строго целевым и использоваться в первую очередь на социальное развитие территории".

Заинтересовавшись содержимым данного положения, корреспондент "НБ", решила внимательно изучить законы о бюджете РБ на 2003 и 2004 годы, в результате чего выяснила следующее. Действительно, в законе о бюджете на 2003 год в статье 10 предусматривалось, что в 2003 году областные, Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня (то есть районные) могли вводить на территории соответствующих административно-территориальных единиц местные налоги и сборы. Среди последних – и целевые сборы, в том числе "сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района)". При этом в законе не указывалось конкретно, кто должен быть плательщиком такого сбора. Сказано лишь, что плательщиками местных налогов и сборов могут быть юридические и физические лица. Возможно этим и руководствовались депутаты Минского райсовета, когда принимали свое хоть и несколько запоздалое решение от 30 января 2004 года.

Между тем им следовало бы внимательно изучить и действовавший на тот момент Закон РБ "О бюджете Республики Беларусь на 2004 год". В нем (в статье 10) тоже написано, что в 2004 году областные, Минский городской Советы депутатов и районные Советы вправе вводить местные налоги и сборы. Среди них и "целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление городского, пригородного пассажирского транспорта, автобусов междугородного сообщения и содержание ведомственного городского электрического транспорта, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района). Но при этом указывается, что плательщиками целевых сборов являются организации и индивидуальные предприниматели (за исключением индивидуальных предпринимателей - плательщиков единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения). В перечне называются и другие местные налоги и сборы: налог с продаж товаров в розничной торговле; налог на услуги, оказываемые объектами сервиса; сбор с заготовителей; курортный сбор; сборы с физических лиц при пересечении ими государственной границы РБ через пункты пропуска; налог на приобретение бензина и дизельного топлива; сборы с пользователей (парковку, торговлю, охоту и рыболовство и т.д.). И тоже расписано, кто является плательщиком таких налогов и сборов и что является объектом налогообложения.

При этом областные, Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня не вправе вводить не перечисленные выше местные налоги и сборы, а также устанавливать взносы и платежи в соответствующие местные бюджеты, местные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, обладающие признаками налогов, сборов (пошлин), если иное не установлено настоящим Законом.

То есть можно сказать, что законность действия положения о местном целевом сборе на инфраструктуру с физических лиц в текущем году вызывает серьезные сомнения. Еще более сомнительно то, что, к примеру, для жителей Ждановичского сельского совета местные власти установили правило, что "прием граждан, выдача справок, прием заявлений в сельском исполкоме будет производиться только после уплаты земельного налога, налога на недвижимость, целевого сбора на развитие и содержание инфраструктуры, на восстановление уличного освещения и заключения договора на вывоз ТБО".

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ

12.07.2004

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 11, за месяц 78

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 28/2004