Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Жилье как социальный стандарт

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 11 ноября 1999 года № 322-3 «О государственных минимальных социальных стандартах», определившим правовые основы установления, формирования и применения государственных минимальных социальных стандартов, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан, и постановлением правительства от 30 мая 2003 года № 724 в республике реализуется система государственных социальных стандартов по обслуживанию населения.

Государственные минимальные социальные стандарты установлены в целях обеспечения механизма реализации конституционных прав граждан в области социальных гарантий, а также повышения уровня жизни и обеспечения устойчивого развития общества. Они представляют собой минимальный уровень государственных гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека, выражаемый в нормах и нормативах предоставления денежных выплат, бесплатных и общедоступных социальных услуг, социальных пособий и выплат.

Указанные стандарты применяются для решения следующих задач:

удовлетворения основных потребностей граждан в материальных благах и услугах;

нормативного обеспечения формирования и использования средств республиканского и местных бюджетов и средств государственных внебюджетных фондов на социальные нужды;

обеспечения государственной поддержки развития социальной сферы и социальной защиты граждан;

оказания необходимой социальной помощи малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации гражданам.

В систему государственных минимальных социальных стандартов наряду со стандартами в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, социальной поддержки и социального обслуживания включены и стандарты по жилищно-коммунальному обслуживанию.

Так, государственными минимальными социальными стандартами при обеспечении конституционного права граждан на жилище являются нормы общей площади жилого помещения. Законодательно эти нормы закреплены в Жилищном кодексе Республики Беларусь, некоторые из них установлены соответствующими подзаконными нормативными актами.

Новый институт найма жилых помещений социального пользования (квартиры государственного жилищного фонда с типовыми потребительскими качествами) потребовал введения нового порядка предоставления и пользования таким жильем, которое должно предоставляться малообеспеченным нетрудоспособным гражданам (ст. 12 ЖК) по норме в пределах 15-20 кв. метров общей площади на одного человека (ст. 81). Превышение этой нормы возможно в случае предоставления однокомнатной квартиры или жилья с учетом права на дополнительную площадь или если жилье предназначено для лиц разного пола, кроме супругов.

Дополнительная площадь сверх минимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения социального пользования (15 кв. метров) предоставляется гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, в виде комнаты или в размере 15 кв. метров общей площади (ст. 82). Перечень указанных заболеваний утвержден постановлением Минздрава от 1 июня 2000 года № 16.

Весьма важной мерой, направленной на обеспечение реализации принципов социальной справедливости, является сохранение в Жилищном кодексе института учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Наряду с существенным изменением и расширением оснований признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий кодекс изменил и так называемую «учетную» норму (ст. 43). На квартирный учет принимаются граждане, обеспеченность которых общей площадью жилого помещения, где они проживают (независимо от того, являются они нанимателями жилых помещений в государственном фонде или собственниками в частном), на одного члена семьи составляет менее 15 кв. метров (то есть менее минимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения социального пользования).

Всем гражданам, проживающим в «коммунальных» квартирах, предоставлена возможность стать на квартирный учет независимо от уровня обеспеченности жильем. Не нормируется также уровень обеспеченности общей площадью жилья при постановке на квартирный учет и для ряда других категорий граждан (проживающих в общежитиях и служебных жилых помещениях, по договору поднайма жилья в домах государственного жилищного фонда или по договору найма в домах частного жилищного фонда, в жилых помещениях, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, впервые вступивших в брак и не имеющих отдельной квартиры и др.).

Законодательно нормируется и общая площадь жилых помещений, строящихся (реконструируемых) или приобретаемых гражданами в частную собственность с использованием льготных кредитов и одноразовых безвозмездных субсидий. Статьей 13 ЖК предусмотрено, что размеры субсидий и льготных кредитов определяются исходя из максимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения социального пользования.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000 года № 185 «О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений» (п.п. 1.6) нормируемые размеры общей площади строящегося жилого помещения для определения величины льготного кредита устанавливаются (из расчета на одного члена семьи):

для граждан, строящих жилые помещения в городах и поселках городского типа, а также в многоквартирных жилых домах в сельских населенных пунктах, - 20 кв. метров (при строительстве для одного человека однокомнатной квартиры - 36 кв. метров);

для граждан, постоянно проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и строящих в них одноквартирные жилые дома, а также блокированные жилые дома, - 30 кв. метров (при строительстве для одного человека однокомнатной квартиры в блокированном жилом доме - 44 кв. метра).

Для Героев Беларуси, Героев Советского Союза, Героев Социалистического труда, полных кавалеров орденов Славы, Трудовой Славы, а также граждан, обладающих в соответствии с законодательством правом на дополнительную площадь жилого помещения по состоянию здоровья, указанные нормируемые размеры общей площади жилого помещения увеличиваются на 15 кв. метров на каждого члена семьи, имеющего право на дополнительную площадь жилого помещения по перечисленным основаниям.

При предоставлении гражданам одноразовых безвозмездных субсидий базовая доля субсидии начисляется исходя из максимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения социального пользования, равной 20 кв. метрам на одного человека (при строительстве однокомнатной квартиры для одного человека - 36 кв. метров). Имеющим право на дополнительную жилую площадь по состоянию здоровья норматив общей площади для начисления субсидии увеличивается на 15 кв. метров на каждого члена семьи, имеющего такое право.

Утверждая систему государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики правительство поручило республиканским органам государственного управления изучить вопрос о целесообразности изменения норм законов, определяющих правовые основы формирования и применения государственных социальных стандартов, и при необходимости внести в установленном порядке предложения подготовке соответствующих законопроектов.

В рамках изучения данного вопроса было бы целесообразно рассмотреть и ряд проблем, возникших на практике и связанных с реализацией прав граждан на жилище.

Так, многие нормы утвержденных ранее Примерного устава жилищно-строительного кооператива, Положения о молодежном жилищном комплексе, Положения о жилищно-строительных коллективах индивидуальных застройщиков и др. не только не соответствуют реалиям сегодняшнего дня, но даже противоречат актам действующего жилищного законодательства.

Например, согласно ст. 111 Жилищного кодекса Республики Беларусь члену организации граждан-застройщиков (к которым относятся ЖСК, ЖК, МЖК, КИЗ) предоставляется жилое помещение в соответствии с суммой его паевого взноса и иных взносов, а также нормой общей площади жилого помещения, предусмотренной уставом организации граждан-застройщиков. Примерным же уставом жилищно-строительного кооператива (утвержден постановлением Совета министров БССР от 15.11.1984 г. № 400) предусмотрено, что квартира члену кооператива предоставляется в размере от 8 до 15 кв. метров жилой площади на одного человека.

Как видим, данные нормы не согласуются даже с нормативами площади жилых помещений, используемыми при расчете размеров льготного кредита и субсидии, предоставляемыми при строительстве квартиры в ЖСК.

Необходимо отметить, что в действующем Жилищном кодексе регулированию вопросов, связанных с организацией и осуществлением деятельности организаций граждан-застройщиков уделено значительное место (ст.ст. 107-115). Согласно ст. 128 ЖК предусмотрена даже разработка специального закона об организациях граждан-застройщиков. Однако, учитывая то, что было принято решение о разработке новой редакции ЖК (которая уже принята Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в первом чтении и готовится к рассмотрению во втором чтении) указанный закон не разрабатывался, не пересматривался по этой причине и Примерный устав ЖСК.

Учитывая важность развития в перспективе таких форм строительства жилья (имеются в виду организации граждан-застройщиков), представляется бесспорным, что в новых экономических условиях, когда жилье в значительных объемах строится за счет средств граждан (пусть даже и с использованием льготных кредитов и субсидий) и сразу после заселения оформляется в их собственность, должен быть иной подход и к установлению нормативов общей площади строящегося жилья. Причем совершенно необязательно, чтобы нормы общей площади, используемые при определении размеров субсидии или льготного кредита, полагающихся данной семье, осуществляющей строительство жилого помещения, применялись и при определении максимального размера строящегося жилого помещения. Этот размер может зависеть от ряда конкретных факторов: состава и возраста членов семьи, их финансового и материального положения, состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. В то же время общий размер строящегося жилого помещения должен быть все-таки ограничен максимально допустимой нормой общей площади на одного члена семьи исходя из необходимости соблюдения принципов социальной справедливости и с учетом того, что такое жилье строится с государственной поддержкой.

Данный тип жилья в принципе можно было бы отнести к одной из разновидностей «социального жилья», хотя оно и не заселяется на условиях договора найма, а строится за счет собственных средств граждан и средств господдержки. Ведь граждане, проживающие в таком жилье (построенном, например, с использованием льготного кредита), ограничены в свободе распоряжения им на определенный период (до погашения льготного кредита и в течение трех лет после этого). Ограничены должны быть и максимальные площади таких жилых помещений.

На практике нередко возникают и другие вопросы, когда местные исполнительные и распорядительные органы отказывают состоящим на квартирном учете семьям из 2-х человек (кроме супругов) в улучшении жилищных условий путем строительства с учетом их финансовых возможностей 1-комнатной квартиры с использованием льготного кредита. В результате вселения таких семей в построенные квартиры за ними сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (ст.43 Жилищного кодекса Республики Беларусь). Основной причиной таких отказов является то, что в этих случаях не обеспечивается выполнение рекомендованного Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь основного показателя решения жилищной проблемы по числу семей, снятых с квартирного учета.

По мнению Минюста, жилищное законодательство не содержит буквальной нормы, устанавливающей взаимосвязь между предоставлением гражданам льготного кредита на строительство жилого помещения и обязательным улучшением жилищных условий в рамках ст.43 ЖК. Не содержится в законодательстве и прямого запрета на строительство жилых помещений с использование льготного кредита по нормативу общей площади менее 20 кв.метров на одного человека. Отсутствует также и правовая норма об одноразовости предоставления гражданам льготных кредитов на строительство жилья.

С учетом изложенного при рассмотрении данного вопроса на заседании Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов (протокол от 15.09.2004 г. № 04/24) принято решение согласиться с мнением Минюста о недопустимости отказа гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющим право на получение государственной поддержки при жилищном строительстве, во включении их в списки льготного кредитования если в результате строительства квартиры с использованием такого кредита за ними сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Рекомендовано также облисполкомам и Минскому горисполкому осуществлять проектирование квартир в жилых домах для семей с низкими доходами, в том числе в пределах минимальных норм, установленных СНиП 2.08.01-89 для строительства двухкомнатных квартир.

Что же касается строительства частного жилья в Республике Беларусь, осуществляемого только за счет собственных средств граждан без господдержки (имеется в виду прямая господдержка - субсидии и льготные кредиты и косвенная - льготы по налогообложению и др.), то здесь размер строящихся жилых помещений и другие параметры не должны ограничиваться как при строительстве социального жилья.

Согласно ст. 214 Гражданского кодекса Республики Беларусь «количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, не ограничиваются...». Вместе с тем размер таких жилых помещений в многоквартирных жилых домах все же должен быть, как говорится, в разумных пределах, а архитектурно-планировочные и конструктивные решения должны соответствовать требованиям строительных норм и правил (которые, в частности, не предусматривают размещение в жилых квартирах бассейнов, саун и других «атрибутов нового образа жизни»).

И, что самое важное, должны строго соблюдаться требования ст. 272 Гражданского кодекса и ст. 8 Жилищного кодекса о том, что жилые помещения предназначаются для проживания граждан. Использование не по назначению пригодных для проживания жилых помещений не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций и их подразделений допускается только после перевода этих помещений в нежилые в порядке, определяемом жилищным законодательством.

Есть, конечно же, много и других особенностей в жилищной сфере, не рассмотренных в данной публикации, но требующих регулирования через нормативы и стандарты (проживание в сельской местности, в шахтерских поселениях, в загрязненных радионуклидами районах и многое другое). В целом система социальных стандартов по обслуживанию населения в жилищной сфере может быть развита и дополнена как при принятии новой редакции Жилищного кодекса, так и при разработке иных подзаконных нормативных правовых актов.

Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов.

22.11.2004

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 15, за месяц 45

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 47/2004