Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

В правилах расчета налога на земли садоводческих товариществ обнаружена неточность

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Жилищное законодательство РБ » В правилах расчета налога на земли садоводческих товариществ обнаружена неточность

В начале ноября Конституционный Суд РБ принял решение о конституционности решений Минского областного Совета депутатов и Минского районного Совета депутатов, касающихся увеличения ставок земельного налога и установления понижающих коэффициентов на 2004 год в части обложения земельным налогом садоводческих товариществ.

Этот вопрос был рассмотрен в связи с многочисленными обращениями граждан, которые не согласны с тем, что земли садоводческих товариществ отнесены к категории земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения.

Все в соответствии с законом

Проанализировав соответствующие положения Конституции РБ, Кодекса о земле, закона "О платежах за землю" и законодательные акты и нормативные документы, суд установил следующее. Законом "О бюджете Республики Беларусь на 2004 год" предусмотрено, что местные Советы депутатов в 2004 году имеют право увеличивать (уменьшать) ставки, изменять сроки уплаты земельного налога отдельным категориям плательщиков, а также предоставлять отдельным плательщикам - физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, льготы по уплате земельного налога. При этом ставки земельного налога в отношении плательщиков - физических лиц могут быть увеличены (уменьшены) не более чем в два раза.

Миноблсовет своим решением "О бюджете области на 2004 год" рекомендовал районным и городским Советам депутатов при формировании бюджетов на 2004 год увеличить ставки земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения не менее чем на 20%. По другим категориям земель ставки земельного налога рекомендовано увеличить не менее чем на 30 % с последующим направлением дополнительно полученных средств на благоустройство населенных пунктов.

В свою очередь решением Минского районного Совета депутатов от 30 января 2004 г. N 46 "Об увеличении ставок земельного налога и установлении понижающих коэффициентов на 2004 год" ставки земельного налога на земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, садоводства, животноводства, сенокошения и выпаса скота, дачного строительства, традиционных народных промыслов и в случае получения по наследству или приобретения личного дома, увеличены на 100%. Тем же документом установлены и понижающие коэффициенты к базовой ставке земельного налога в зависимости от удаленности садоводческих товариществ от г. Минска: до 5 км - 0,1; от 5 до 10 км - 0,1; от 10 до 20 км - 0,1; свыше 20 км - 0,2.

Таким образом, как отмечается в решение Конституционного суда , перечисленные выше нормы установлены областным и районным Советами депутатов в пределах прав, предоставленных указанным Советам статьей 50 Закона "О бюджете Республики Беларусь на 2004 год".

Кроме того, Минский облсовет рекомендовал райсовету установить ставки земельного налога на территории Минского района с учетом ставок земельного налога, действующих в городе Минске. Такая рекомендация, как полагает Суд, согласуется с Законом Республики Беларусь от 18 декабря 1991 года "О платежах за землю" (с последующими изменениями и дополнениями), который в качестве одного из критериев определения размера платы за земельные участки установил местоположение земельного участка.

Так, согласно этому закону, размер платы за землю зависит от качества и местоположения земельного участка. Размер земельного налога устанавливается в зависимости от качества и местоположения земельного участка и не зависит от результатов хозяйственной и иной деятельности землевладельца, землепользователя и собственника земли. Размер земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения определяется по данным кадастровой оценки земель. Земельный налог устанавливается в виде ежегодных фиксированных платежей за гектар земельной площади. Ставки земельного налога индексируются с использованием коэффициента, предусмотренного законом Республики Беларусь о бюджете на очередной финансовый год.

В решении Суда указывается также на то, что согласно Закону "О платежах за землю" земельным налогом облагаются земли: сельскохозяйственного назначения; населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов); промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения; лесного фонда; водного фонда. Плательщиками земельного налога являются юридические и физические лица (включая иностранные), которым земельные участки предоставлены во владение, пользование либо в собственность.

В Законе также определены ставки земельного налога на земли различных категорий. Категории земель установлены Кодексом о земле исходя из целевого назначением и независимо от форм собственности подразделяются на: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), садоводческих товариществ и дачного строительства; 3) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения; 4) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Перевод земель из одной категории в другую производится в случаях изменения основного целевого назначения этих земель и осуществляется специально уполномоченными на то органами. Конституционный Суд отмечает, что земли садоводческих товариществ и дачного строительства наряду с землями населенных пунктов отнесены Кодексом о земле к одной категории земель.

При этом, проанализировав статьи Закона "О платежах за землю" и Кодекса о земле, Суд пришел к выводу, что земли садоводческих товариществ и дачного строительства не оговорены в качестве самостоятельного объекта налогообложения. В Законе "О платежах за землю" земли садоводческих товариществ и дачного строительства не отнесены ни к категории земель населенных пунктов, ни к категории земель промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения.

Вместе с тем указанный Закон дифференцирует размер ставок земельного налога в зависимости от категорий земельных участков. Так, статья 8 определяет ставки земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения, статья 9 - на земли населенных пунктов, статья 10 - на земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов, статья 11 - на земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, ведения коллективного садоводства и огородничества, сенокошения и выпаса скота, дачного строительства, традиционных народных промыслов и в случае получения по наследству или приобретения жилого дома, а также на служебные земельные наделы, предоставленные гражданам районными исполнительными и распорядительными органами из земель запаса и земель лесного фонда.

При этом, как следует из текста статьи 11 Закона "О платежах за землю", при наличии кадастровой оценки земли земельный налог устанавливается по ставкам, указанным в приложении 1 к данному Закону, при отсутствии кадастровой оценки земельного участка - по ставкам, предусмотренным в приложении 3, увеличенным на коэффициенты, приведенные в приложении 4.

В частности, по Минскому району средняя ставка земельного налога в приложении 3 определена в размере 20508 руб. за гектар. Повышающие коэффициенты в приложении 4 установлены в размере: для г. Минска - 19,1, городов районного подчинения, поселков городского типа, сельских населенных пунктов, а также территорий, расположенных за пределами населенных пунктов, - 1,6. А в соответствии со статьей 6 Закона "О платежах за землю" и статьей 48 Закона "О бюджете Республики Беларусь на 2004 год" ставки земельного налога индексируются на 19%.

Действия налоговых органов поставлены под сомнение

Конституционный Суд отмечает, что несогласованность норм Кодекса о земле и Закона "О платежах за землю" в части земель садоводческих товариществ и дачного строительства привела к тому, что на практике налоговые органы исчисляют земельный налог в зависимости от того, в собственности, владении, пользовании какого субъекта находятся земельные участки.

Позиция Министерства по налогам и сборам по рассматриваемым вопросам изложена в соответствующих инструкциях. Одна из этих инструкций предусматривает, что физические лица - члены садоводческих товариществ являются плательщиками земельного налога, если земельные участки предоставлены непосредственно им районным исполнительным и распорядительным органом в пожизненное наследуемое владение или в собственность.

В ответе Министерства по налогам и сборам от 19 октября 2004 г. N 2-3-6/8328 на запрос Конституционного суда указывается, что "за земельные участки, предоставленные во владение, пользование и в собственность в границах населенных пунктов (городов, городских, курортных и рабочих поселков, сельских населенных пунктов) (в том числе садоводческими товариществами), земельный налог исчисляется по одним правилам, если за пределами границ населенных пунктов – по другим. Для расчета налога на земельные участки, предоставленные членам садоводческого товарищества (кооператива) как физическим лицам в пожизненное наследуемое владение, частную собственность применяется третье правило.

В письме инспекции Министерства по налогам и сборам по Минской области от 26 февраля 2004 г. N 02-01-09/69 "Об исчислении земельного налога в 2004 году", направленном по модемной связи инспекциям Министерства по налогам и сборам по городам и районам, в отношении садоводческих товариществ разъясняется, что ставки налога, предусмотренные статьей 11 Закона "О платежах за землю", применяются в том случае, если земельный участок выделен физическому лицу в частную собственность. Садоводческими товариществами плата за земли общего пользования и за земли, находящиеся в пользовании членов садоводческих товариществ, определяется по ставкам в соответствии со статьей 10 Закона "О платежах за землю", установленным для земель промышленности, транспорта, связи и иного назначения.

В то же время КС отмечает, что в статье 11 Закона "О платежах за землю" применительно к коллективному садоводству и дачному строительству речь идет о земельном налоге на земельные участки, предоставленные гражданам для ведения коллективного садоводства, дачного строительства. Статья 11 Закона изложена в указанной редакции уже после вступления Кодекса о земле в силу. В ней употреблены термины и понятия, использованные в Кодексе, в том числе применительно к коллективному садоводству и дачному строительству.

Указанный подход, как считает Суд, в принципе согласуется с положениями статей 72 и 73 Кодекса о земле, в соответствии с которыми земельные участки для ведения коллективного садоводства и дачного строительства предоставляются гражданам Республики Беларусь. По смыслу статей 75 и 76 Кодекса о земле под коллективным садоводством законодатель имеет в виду садоводческое товарищество. Что касается земельных участков, находящихся в общем пользовании членов садоводческого товарищества, то по своему целевому назначению они призваны обслуживать не нужды садоводческого товарищества как юридического лица, а интересы членов садоводческого товарищества, поскольку без пользования указанными землями невозможно пользование конкретными земельными участками, находящимися в собственности, владении или пользовании отдельных членов товарищества.

Конституционный суд отмечает, что статья 11 Закона "О платежах за землю" не разграничивает обложение налогом земель, являющихся землями общего пользования, и обложение налогом земельных участков, принадлежащих членам садоводческого товарищества. Кроме того, в этой статье не разграничивается, на каком правовом основании закреплены земельные участки за членами садоводческого товарищества: на праве пользования, на праве пожизненного наследуемого владения либо на праве собственности. В Законе речь идет об участках, предоставленных гражданам для ведения коллективного садоводства и дачного строительства.

Исходя из этого КС приходит к выводу, что земли садоводческих товариществ независимо от того, в собственности, владении, пользовании какого субъекта они находятся, в том числе и земли общего пользования, подлежат обложению по ставкам, предусмотренным статьей 11, а не статьями 9 и 10 Закона "О платежах за землю".

КС признал пункты решений Минских областного и районного Советов депутатов, касающихся установления повышающих и понижающих коэффициентов при расчетах ставок земельного налога и правил применения ставок по г. Минску соответствующим действующим законодательным актам.

При этом Суд отметил, что в силу статей 3, 72, 73, 75 и 76 Кодекса Республики Беларусь о земле и статей 3, 6 и 11 Закона Республики Беларусь "О платежах за землю" взимание земельного налога за земельные участки, предоставленные гражданам для ведения коллективного садоводства и дачного строительства, должно осуществляться по ставкам, предусмотренным статьей 11 Закона "О платежах за землю". В связи с этим предложить Министерству по налогам и сборам до принятия законодателем иного решения при взимании земельного налога с садоводческих товариществ исходить из требований статьи 11 Закона Республики Беларусь "О платежах за землю" как основанных на положениях Кодекса Республики Беларусь о земле.

Марина СИРОТКО

29.11.2004

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 13, за месяц 58

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 48/2004