Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Жилищная инфраструктура – порядок строительства и платы

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Жилищное законодательство РБ » Жилищная инфраструктура – порядок строительства и платы

На очередном заседании Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов под председательством заместителя премьер-министра Республики Беларусь В. Гапеева рассмотрен вопрос о порядке и источниках финансирования строительства объектов инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры для районов жилой застройки

Действующее законодательство содержит ряд норм, регулирующих вопросы создания инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры для районов жилой застройки. При этом общая координация инвестиционной деятельности в области жилищного строительства, развития жилищной инфраструктуры населенных пунктов осуществляется Советом министров Республики Беларусь.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 года № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» создание и развитие систем инженерной инфраструктуры и благоустройства населенных пунктов обеспечивают республиканские органы государственного управления и местные исполнительные и распорядительные органы за счет источников финансирования, предусмотренных законодательством.

На территориях, используемых для проживания населения и осуществления хозяйственной и иной деятельности, создаются системы инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий с учетом типа населенного пункта, характеристики территорий и застройки, вида хозяйственной и иной деятельности.

Виды и основные принципы организации систем инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий определяются градостроительной документацией, разрабатываемыми на ее основе схемами и проектами развития систем инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий, а также законодательством.

При проектировании, строительстве и эксплуатации магистральных и распределительных сетей и сооружений инженерной инфраструктуры, объектов размещения и обезвреживания отходов, иных потенциальных источников загрязнения, а также при проведении работ по инженерной подготовке территорий учитываются интересы населения, проживающего на прилегающих территориях, требования в области охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития населенных пунктов.

Приказом Минэкономики от 2 июня 1999 года № 54 утверждено Положение о финансировании проектирования и строительства объектов инженерно-транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки (зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 16.06.1999 г., рег.№ 8/497). Это Положение определяет общий порядок финансирования проектирования и строительства объектов инженерно-транспортной инфраструктуры (сооружений и инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, канализации, связи, телефикации, подъездных автомобильных дорог, проездов и улиц) для районов жилой застройки в городских и сельских поселениях Республики Беларусь.

Постановлением Совета министров и Национального банка Республики Беларусь от 22 ноября 2000 года № 1772/55 «Об аккумулировании и использовании средств физических и юридических лиц для строительства (реконструкции) жилых домов, квартир, объектов жилищной инфраструктуры и гаражей» установлено, что нормы отчисления денежных средств физическими и юридическими лицами на строительство объектов жилищной инфраструктуры утверждаются облисполкомами и Минским горисполкомом по согласованию с Министерством архитектуры и строительства и Министерством экономики. В соответствии с п. 3 указанного постановления Правлением Национального банка 25 января 2001 года утверждены Правила открытия, функционирования и закрытия специальных счетов по аккумулированию денежных средств для строительства (реконструкции) жилых домов, квартир, объектов жилищной инфраструктуры и гаражей.

Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год» (ст. 11) установлено, что областные и Минский городской Советы депутатов направляют средства местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов на строительство объектов инженерно-транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Согласно постановлению Совета министров и Национального банка Республики Беларусь от 31 декабря 2003 года № 1737/29 «О мерах по выполнению заданий на 2004 год по строительству жилых домов» республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы могут использовать на финансирование строительства жилых домов и объектов инженерно-транспортной инфраструктуры средства инновационных фондов, а также другие средства, находящиеся в их распоряжении. Этим же постановлением установлено, что граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и осуществляющие жилищное строительство с финансовой поддержкой государства или за счет собственных средств, освобождаются от платы за создание жилищной инфраструктуры в пределах нормируемого законодательством размера общей площади строящегося жилого помещения. Для граждан, на которых не распространяется указанное правило, размер платы за создание жилищной инфраструктуры устанавливается облисполкомами и Минским горисполкомом по согласованию с Минстройархитектуры и Минэкономики.

Конкретные затраты на сооружение объектов инженерно-транспортной инфраструктуры ежегодно определяются в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией и финансируются за счет средств республиканского и местных бюджетов, жилищно-инвестиционных и инновационных фондов, дорожных фондов, инвесторов, долевого участия предприятий и организаций, индивидуальных застройщиков.

Вместе с тем на практике при решении вопросов, связанных с финансированием и организацией строительства объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, не всегда учитывается правовое положение предприятий и организаций различных форм собственности, а также граждан, осуществляющих строительство жилья с использованием господдержки за счет собственных средств.

Поэтому в рамках подготовки проекта программы жилищного строительства на 2005 год по поручению Совета министров Минстройархитектуры (НИАП «Стройэкономика») с участием заинтересованных подготовлен проект специальной Инструкции о порядке финансирования проектирования (в том числе, оформления материалов отвода земельных участков) и строительства объектов инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры (сооружений и инженерных сетей электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, канализации, связи, телефикации, радиофикации, подъездных автомобильных дорог, проездов и улиц, а также объектов социального и бытового назначения) для районов жилой застройки городских и сельских поселений Республики Беларусь.

Проект указанной Инструкции предусматривает передачу в установленном законодательством порядке застройщику (инвестору) земельных участков под строительство жилья через проведение аукционов с установлением стартовых цен с применением действующей в республике системы кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Беларусь. В кадастровой стоимости указанных земельных участков учитываются затраты, произведенные для создания уже существующих объектов инженерно-транспортной инфраструктуры.

При покупке в собственность или приобретении права аренды земельного участка под строительство жилья по результатам аукциона на основе кадастровой оценки, включающей стоимость существующей на данном участке инфраструктуры, застройщик (инвестор) не производит дополнительных платежей за существующую жилищную инфраструктуру.

Заказчик на проектирование и строительство объектов жилищной инфраструктуры в районах жилой застройки определяется решением местного исполнительного и распорядительного органа и обеспечивает своевременную разработку проектно-сметной документации для строительства согласно утвержденной в установленном порядке градостроительной документации, программам облисполкомов и Минского горисполкома на возведение указанных объектов.

За счет средств республиканского бюджета финансируются работы по проектированию и строительству объектов инженерно-транспортной инфраструктуры к жилым домам, строящимся с привлечением средств указанного бюджета.

За счет средств инновационного фонда Министерства энергетики и собственных средств предприятий, входящих в состав Белорусского государственного энергетического концерна, осуществляются проектирование и строительство соответствующих линий электропередачи для электроснабжения районов жилой застройки, жилых домов и районов индивидуальной жилой застройки в городских и сельских поселениях (в соответствии с программами строительства жилья на селе), а также проектирование и строительство новых магистральных тепловых сетей от тепловых источников Белорусского государственного энергетического концерна до пункта учета теплоэнергии и реконструкция существующих магистральных тепловых сетей, находящихся на балансе предприятий этого концерна.

За счет средств инновационного фонда Министерства энергетики, а также собственных средств газоснабжающих предприятий и организаций Белорусского государственного концерна по топливу и газификации осуществляется финансирование проектирования и строительства соответствующих газорегуляторных пунктов и газопроводов с направлением на эти цели до 20 процентов инвестиций, выделяемых на развитие газораспределительных систем Республики Беларусь в планируемом году, в том числе – на газопроводы в сельской местности до 30 процентов от направляемых средств, а также газопроводов в сельской местности с рабочим давлением до 0,005 мегапаскаля включительно с выполнением вводов в жилые дома в сельских населенных пунктах, строящихся в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 2 сентября 1996 года № 346 «О некоторых мерах по развитию жилищного строительства на селе». Перечень объектов, подлежащих строительству, и сроки выполнения работ устанавливаются облисполкомами и Минским горисполкомом по согласованию с Белорусским государственным концерном по топливу и газификации в пределах средств, выделяемых по области (городу).

Для районов индивидуальной жилой застройки устройство газопроводов-вводов в жилые дома (от места присоединения к распределительному газопроводу до отключающего устройства на вводе в жилой дом) финансируются за счет средств застройщиков, кроме случаев, оговоренных нормативно-правовыми актами.

За счет средств инновационного фонда Министерства связи и информатизации Республики Беларусь и собственных средств подчиненных ему предприятий и организаций осуществляются проектирование и строительство объектов связи: станционных сооружений, магистральных (внеквартальных и внеплощадочных) сетей.

За счет средств местных бюджетов и местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов осуществляется строительство внеквартальных тепловых, водопроводных и канализационных сетей, а также проектирование и строительство соответствующих внутриквартальных (районных) инженерных сетей водоснабжения, канализации, электро-, газо- и теплоснабжения (от подведомственных и коммунальных котельных до районов жилой застройки), телефикации, радиофикации.

За счет средств местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов осуществляется строительство понизительных трансформаторных подстанций и пунктов 6-10/0,4 киловольт и линий электропередачи напряжением 0,4 киловольт от понизительных подстанций 10/0,4 киловольт к жилым домам и другим зданиям и сооружениям внутри жилого района в городах, а также проектирование и строительство трансформаторных подстанций напряжением 6-10/0,4 киловольта, линий электропередачи напряжением 0,4 киловольта в районах индивидуальной жилой застройки в городах и сельских поселениях для подключения жилых домов и проектирование и строительство распределительных газопроводов в городах к районам индивидуальной жилой застройки.

За счет средств местных дорожных фондов осуществляются проектирование и строительство в сельских поселениях автомобильных дорог, связывающих районы жилой застройки с сетью автомобильных дорог общего пользования или с населенными пунктами, а также основных проездов по данным районам, с включением этих дорог в сеть местного значения, а также выделение до 3 процентов средств на ремонт в населенных пунктах улиц, являющихся продолжением автомобильных дорог общего пользования и на строительство подъездов к местам индивидуальной жилой застройки, расположенной вне населенных пунктов.

Порядок и объем использования средств местных целевых бюджетных дорожных фондов, жилищно-инвестиционных фондов и других средств местных бюджетов на указанные цели определяются местными исполнительными и распорядительными органами или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством.

Программы по строительству указанных объектов, финансируемых за счет инновационных фондов, формируются облисполкомами, Минским горисполкомом и согласовываются с Министерством энергетики, Министерством связи и информатизации.

При накоплении средств, направляемых на воспроизводство жилищной инфраструктуры, допускается введение на территории соответствующих административно–территориальных единиц местных налогов и сборов в соответствии с ежегодно принимаемым Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной год.

Финансирование проектирования и строительства объектов социальной инфраструктуры осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 11 ноября 1999 года «О государственных минимальных социальных стандартах» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 89, 2/97) и постановлением Совета министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 года № 724 «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 64, 5/12556).

Государственные социальные стандарты по обслуживанию населения и обеспеченности районов жилой застройки местами в дошкольных учреждениях, учреждениях общего среднего образования, здравоохранения, торговли и бытового обслуживания, сферы культуры, физической культуры и спорта и других используются при формировании республиканского и местных бюджетов. Определенные в денежном выражении нормативы государственных социальных стандартов пересматриваются на очередной финансовый год республиканскими органами государственного управления, облисполкомами и Минским горисполкомом и утверждаются в установленном порядке.

Реализация нормативов государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики согласно разработанным и утвержденным облисполкомами и Минским горисполкомом перечням во всех административно-территориальных единицах является основой развития социальной инфраструктуры в районах новой и существующей жилой застройки городских и сельских поселений Республики Беларусь.

В результате рассмотрения проекта Инструкции на заседании Совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов поручено Минстройархитектуры и Минэкономики совместно с Минэнерго, Минсвязи, Минжилкомхозом и другими заинтересованными доработать этот нормативный документ с учетом состоявшегося обсуждения, уточнив, в частности, порядок освобождения граждан, осуществляющих жилищное строительство, от платы за создание жилищной инфраструктуры.

По мнению Минюста, взимание платы за создание жилищной инфраструктуры по действующему законодательству возможно только в виде двух вариантов платежей: налогового платежа либо платежа в рамках гражданско-правовых отношений на основании заключенного договора, предусматривающего возмещение затрат строительных организаций, связанных с созданием объектов жилищной инфраструктуры. Установление размера платы в виде налогового платежа возможно только на уровне соответствующих законодательных актов (актов Президента Республики Беларусь и законов). В соответствии с Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год» Советами депутатов вводился местный целевой сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района). Введение такого же сбора предусмотрено и ст.10 Закона «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год».

Минюст также считает, что установление облисполкомами и Минским горисполкомом по согласованию с Минстройархитектуры и Минэкономики размера платы за создание жилищной инфраструктуры в рамках гражданско-правовых отношений на основании заключенного договора, предусматривающего возмещение затрат строительных организаций на сооружение объектов инфраструктуры, будет противоречить Указу Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 года «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь», которым предусмотрено регулирование цен (тарифов) в строительстве Министерством архитектуры и строительства по согласованию с Министерством экономики.

Доработка Инструкции должна вестись и с учетом необходимости безусловного выполнения требования Главы государства (изложенного в протоколе поручений от 9.12.2004 г. № 42) о выделении с 1 июля 2007 года индивидуальным застройщикам и юридическим лицам земельных участков для строительства жилья только с подведенными к ним инженерными коммуникациями на основании единого решения о предоставлении участка, разрешения на проектирование и строительство.

В конечном счете, упорядочение нормативных требований в части финансирования проектирования и строительства объектов жилищной инфраструктуры будет способствовать наращиванию объемов жилищного строительства, дальнейшему развитию рынка жилья и ускорению решения жилищной проблемы в нашей стране.

Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов.

24.01.2005

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 26, за месяц 162

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 3/2005