Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Метры оформит посредник

Регистрировать недвижимость и совершать другие действия с ней можно будет без визита в органы госрегистрации. В белорусском правовом поле появится институт авторизованных посредников.

С 22.07.2018 можно будет не обращаться в органы по государственной регистрации, чтобы зарегистрировать недвижимость, запросить сведения и документы из Единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, а также совершить иные действия, связанные с недвижимостью. Все это можно будет сделать через авторизованных посредников. Соответствующие нововведения закреплены законом от 8.01.2018 № 96-З.

Адвокаты и риелторы в помощь

Под авторизованными посредниками подразумеваются лица, которые по инициативе и поручению заказчика оказывают услуги по государственной регистрации недвижимости и сделок с ней, выступая связующим звеном между организациями, индивидуальными предпринимателями и гражданами с одной стороны и регистраторами с другой.

Роль авторизованных посредников могут выполнять адвокаты, риелторы, нотариусы и другие должностные лица, имеющие право совершать нотариальные действия, например руководитель исполкома в населенном пункте, в котором нет нотариальной конторы. Кроме того, к новому типу посредников могут быть отнесены организации, документы которых являются основанием для государственной регистрации (местные исполкомы, застройщик, банк, жилищный или гаражный кооператив, садоводческое товарищество).

Лица, желающие осуществлять деятельность авторизованного посредника, должны уведомить об этом ГУП «Национальное кадастровое агентство», чтобы получить доступ к специализированному программному обеспечению.

Таким образом, теперь заказчику необязательно знать все бюрократические процедуры и стадии перемещения бумаг по кабинетам при государственной регистрации недвижимости — достаточно поручить эту задачу авторизованному посреднику. При этом у заказчика остается право выбора: заниматься оформлением самому или прибегнуть к квалифицированной помощи.

Порядок работы

При оказании услуг заявителю авторизованный посредник будет составлять заявления, получать от заказчика необходимые документы для их последующего направления регистратору. Со всех документов, оформленных на бумажном носителе, будут сниматься электронные копии и вместе с электронными документами отправляться регистратору. При этом авторизованные посредники своей электронной цифровой подписью будут подтверждать соответствие бумажного оригинала его цифровому образу.

Определение термина «электронная копия документа на бумажном носителе» закреплено законом от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним». Под данным термином понимается электронное отображение документа на бумажном носителе, соответствующее оригиналу и подписанное электронной цифровой подписью лица, изготовившего электронное отображение.

Предполагается, что заявителям будет выдаваться выписка из регистра недвижимости в виде электронного документа. Впрочем, при желании можно будет получить и документы на бумажном носителе.

Прочие новации

Закон № 96-З содержит и некоторые другие новации в вопросах государственной регистрации недвижимого имущества. Так, регистраторы смогут удостоверять документы, являющиеся основанием для государственной регистрации сделок с недвижимостью, независимо от места ее нахождения. Сейчас нужно обращаться в ту территориальную организацию по государственной регистрации, где находится недвижимость.

С семи до пяти рабочих дней уменьшится срок совершения регистрационного действия. На столько же скорректирован срок, в течение которого госорганы и другие госорганизации обязаны предоставлять сведения и документы по запросу организаций, занимающихся государственной регистрацией, или регистраторов.

Закреплена возможность один раз приостановить регистрационное действие по заявлению лица, которое желает оспорить в суде сделку с недвижимостью.

Расширены полномочия регистраторов. В частности, им предоставлено право свидетельствовать верность копии, изготовленной с копии документа, содержащегося в регистрационном деле. Кроме того, регистраторы смогут удостоверять форму внешнего представления электронного документа на бумажном носителе, а также документы, являющиеся основанием для государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом, из которых явствует волеизъявление гражданина или ИП.

Определены последствия признания судами недействительной государственной регистрации. Применительно к новой недвижимости такое судебное решение повлечет недействительность государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на нее и сделок с ней. В случае со сделкой недействительной будет регистрация основанных на ней прав и ограничений (обременений).

В связи со вступлением в силу 26 февраля подп. 3.11 п. 3 декрета от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства», предоставляющего субъектам хозяйствования возможность не использовать печати, исключается требование о проставлении печати на документах, на основании которых регистрируются сделки с недвижимостью. Достаточно, если такие документы будут подписаны руководителем юрлица или иным уполномоченным лицом, а для госорганов — также оформлены на бланке.

Удостоверение государственной регистрации сделки с недвижимостью будет осуществляться посредством регистрационной надписи на бумажном оригинале документа по сделке. Если же регистратору предоставлен электронный документ, заключающий суть сделки, то будет выдаваться свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации.

Источник: Белорусы и рынок

юрист Илона ФЕДОРУК

26.03.2018

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 20, за месяц 53

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 12/2018