Газета издается с 1996 года. Мы с Вами больше 20 лет!
Издается с 1996 года. Мы с Вами больше 20 лет!

Вопрос риэлтерам: Что делать?

02.09.2016 | Рубрика: Новости недвижимости

Это как раз то, над чем самое время всерьез задуматься не только отдельным агентствам недвижимости, но и всему риэлтерскому сообществу. Побуждает к этому и тревожная статистика: с начала года уже три риэлтерские организации лишены лицензий, а руководители и специалисты компаний – соответствующих аттестатов. Выданных, к слову, Министерством юстиции.


Да, вердикт Минюста порой суров. И его адекватность тяжести, скажем так, проступка или нарушения, далеко не очевидна. Однако директор агентства недвижимости «Час-Пик» Тимофей Федорович Лобановский не усматривает в этом лишь стремление госчиновников до предела, как говорится, «зажать гайки».

– Нельзя отрицать, – заметил он, – что в риэлтерской среде накопилось немало проблем, связанных, в первую очередь, с нарушениями правил в деятельности агентств недвижимости. К примеру, категорически запрещено рекламировать объекты без договора с собственником. Но это встречается сплошь и рядом особенно в сфере аренды жилья. Также работники агентств недвижимости, продавая квартиры, дома, не должны принуждать покупателя к подписанию договора на оказание риэлтерских услуг – это дело добровольное. Есть договор с продавцом, и ставить успех сделки в зависимость от факта выплаты покупателем денежных средств агентству – значит нарушать свои обязательства по нему.

Кроме перечисленного есть и другие аспекты риэлтерской деятельности, которые справедливо вызывают нарекания граждан. В сети интернет множество негативных откликов на работу агентств. К сожалению, в нашем обществе не принято публично выражать благодарность, поэтому фон высказываний в большинстве своем недоброжелательный, но и основания к тому имеются.

Естественно, граждане, считающие, что их интересы нарушены, обращаются в контролирующие органы. Ну, а какова реакция на эти жалобы со стороны государства – известно, о ней говорилось выше.

– Значит, до тех пор, пока агентства недвижимости будут не в состоянии самостоятельно наладить свою работу таким образом, чтобы избегать нареканий потребителей, сфера их деятельности будет регулироваться государством?

В целом так, но люди разные и нарекания будут всегда. Надо стремиться к отсутствию обоснованных жалоб. И государственный контроль необходим. Вопрос в его формах. К сегодняшнему дню сложилась система, в рамках которой чиновники вынуждены вмешиваться в работу агентств, в том числе и путем определения норм и правил оказания риэлтерских услуг. Но госслужащие риэлтерством никогда не занимались, отсюда и сами нормы законодательства, и практика их применения не всегда сбалансированы. Возможно, директора агентств недвижимости созрели к пониманию того, что нужно самим формировать принципы и правила работы, нацеленные на качество услуг, и создавать общественный контроль исполнения. Только в этом случае можно надеяться на снижение внимания государства к риэлтерской деятельности.

– И какими Вам видятся первые шаги в этом направлении?

– Для начала, как мне представляется, необходимо собрать коллектив руководителей-единомышленников, охватывающий хотя бы процентов 10 риэлтерского сообщества. Первая и главная задача которого – выработка единых принципов и стандартов работы, строго обязательных для участников этого неформального «клуба» и соответствующих законодательству.

Вторым шагом является организация постоянно действующего аудита за качеством услуг и соответствием работы агентств положениям Министерства юстиции. Последнее особенно актуально для небольших структур, в которых, как правило, руководитель большую часть времени уделяет оперативной работе – у него не хватает ресурсов быть актуальным по всем требования Минюста. Простой пример: весной этого года известную проблему для некоторых директоров создала необходимость предоставить сведения о соответствии деятельности агентства недвижимости изменившимся нормам права. По сути – несколько строчек текста, а по факту – хлопоты.

Так вот, если удастся реализовать на практике вышесказанное и проверить действием во времени – то тогда можно будет говорить о создании общественной организации на базе юридических лиц. И решать уже более сложные задачи, включая создания бренда, подтверждающего качество услуг, продвижения этого бренда к потребителю, формирование внутреннего суда, рассматривающего жалобы клиентов и отстаивающего их интересы, и многое другое.

–Но ведь существует общественное объединение «Белорусская ассоциация «Недвижимость»…

– Да, в начале 90-х годов в большой степени эта организация выполняла названные функции. Вводила единые стандарты работы на рынке. Кстати, в рамках ее функционировал такой, назовем его так, механизм, как третейский суд. Он являлся незаинтересованной стороной, объективно и беспристрастно рассматривал конфликты между агентствами, между агентствами и клиентами, чем во многом способствовал мирному разрешению споров и недоразумений. И пока выполнение его решений агентствами недвижимости было мотивировано, в том числе членством в БелАН, этот механизм был действенным.

Однако эта организация, членство в которой было важным для имиджа компании и свидетельствовало о высоком уровне работы, постепенно трансформировалась в общественное объединение физических лиц и частично утратила свою роль регулятора рынка. Да, в ассоциацию входят несколько десятков руководителей агентств недвижимости, они работают над защитой интересов риэлтерского сообщества и популяризацией этого вида деятельности. Но этого недостаточно для меня с точки зрения руководителя агентства недвижимости.

Речь идет о создании организации, в котором агентства недвижимости будут иметь членство в качестве юридических лиц. О формировании бренда данного сообщества для потребителя как гарантии качества работы. Поэтому должен быть механизм контроля предоставляемых услуг, а несоответствие агентства заявленным принципам будет чревато его исключением из данной организации.

– Для реализации такой задумки потребуется немалое время, да и средства.

– Как раз таки денег на организацию в принципе особо и не требуется. Для начала необходима лишь воля к действию группы директоров. Ну а средства, затраченные на аудит (контроль) и продвижение бренда общественной организации окупятся.

Вопрос времени более актуальный. В риэлтерском сообществе сейчас разброд и шатание. Крупные агентства недвижимости заинтересованы в первую очередь в продвижении собственных брендов, и это естественно. Но мне кажется, они не понимают, что пока на рынке риэлтерских услуг нет порядка – они тоже под ударом, и практика отзыва лицензий это подтверждает. А небольшим агентствам, наверное, просто некогда об этом думать: многие живут сегодняшним днем и заняты главной проблемой – выживанием.

– Допустим, вы с единомышленниками сумели сформировать такую группу. Какие выгоды принесет, если можно так выразиться, членство в клубе?

– Прежде всего, доверие потребителей, которое в нашей сфере бесценно.

Но есть и другие мотиваторы, которые проще перевести в денежное выражение. Например, можно привлечь высококвалифицированного специалиста, который будет оказывать помощь членам клуба в решении целого ряда задач. К примеру, отслеживать изменения требований к работе риэлтерских компаний и активно содействовать оперативной их реализации, а также оказывать консультационные услуги по другим нюансам работы агентств недвижимости. В его функции может входить помощь в правильной организации оборота документов, периодическое проведение внутреннего аудита и т.д. Кстати, в свое время схожие задачи решал «Институт недвижимости и оценки» в процессе сертификации агентств недвижимости.

Отсутствие или минимум замечаний по результатам проверок Минюста – чем плохой стимул?

А когда клуб перерастет в организацию, логичным видится возврат и упомянутого выше третейского суда.

– И что в итоге?

– А в итоге придем к созданию негосударственной структуры, способной регулировать риэлтерскую деятельность и контролировать качество услуг. Сведя, таким образом, к минимуму необходимость вмешательства госорганов в работу рынка. Как в виде контроля, так и в виде регулирования.

ОТ РЕДАКЦИИ: Просим руководителей других агентств недвижимости высказывать свои мнения по поводу сложившейся ситуации, которые мы доведем до широкого круга читателей в ближайшее время. 

Беседовал Н.Александров.

© ООО «Служба недвижимости», 2019. УНП 191090767.