Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Если протекла кровля

Если по вине жилищно-эксплуатирующей организации образовалась протечка кровли, то в какой срок данная протечка должна быть устранена? Каков порядок возмещения нанесенного залитием ущерба?

Потребитель вправе за свой счет организовать проведение независимой проверки (экспертизы) качества жилищно-коммунальной услуги

Вина ЖЭСа наступает в случае, когда при периодическом осмотре кровли недостатки выявлены не были, но через какое-то время крыша протекла. Проверка технического состояния крыш проводится 2 раза в год.

В соответствии с приложением Д к Техническому кодексу установившейся практики «Техническая эксплуатация жилых и общественных зданий и сооружений. Порядок проведения» (ТКП 45-1.04-14-2005), утвержденным приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10.10.2005 № 262, протечка кровли должна быть устранена ЖЭСом в течение одних суток с момента подачи соответствующего сообщения эксплуатирующей организации. Более длительный срок ремонта может быть установлен письменным соглашением сторон. Требования ТКП являются обязательными при эксплуатации зданий независимо от форм их собственности и ведомственной принадлежности.

Устранение дефектов и неисправностей, которые появились вследствие неисправностей конструктивных элементов, инженерных систем не по вине собственников жилых помещений частного жилищного фонда, нанимателей жилых помещений государственного жилищного фонда, производится за счет организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги (ч. 3 п. 2 ст. 97 Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее – ЖК)).

После выявления протечки кровли необходимо вызвать представителя ЖЭС для составления акта обследования по факту залития. В акте должна быть обязательно указана причина залития. На основании данного акта и акта о выявленных дефектах, возникших в результате залития, ЖЭС удовлетворяет требования потребителя либо направляет потребителю мотивированный письменный отказ в удовлетворении его требований (ч. 3-5 ст. 20 Закона Республики Беларусь от 16.07.2008 № 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг», далее – Закон).

Техническое обслуживание (п. 55 ст. 1 ЖК) согласно подп. 1.1. п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 535 «О предоставлении жилищно-коммунальных услуг» отнесено к основным жилищно-коммунальным услугам. Устранение неисправностей различных видов кровли отнесено к работам по техническому обслуживанию согласно перечня работ по техническому обслуживанию и периодичности их выполнения, установленного постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 20.05.2013 № 12.

Работы по ремонту кровли включают в себя:

  • устранение неисправностей мягких кровель (устранение локальными участками дутиков, разрывов, трещин, вертикальных участков примыканий площадью до 1 кв. м);
  • устранение неисправностей скатных кровель из штучных материалов (шифер, черепица и другие штучные материалы) (заделка трещин, устранение неплотностей в местах сопряжения с выступающими над крышей конструкциями, замена отдельных элементов кровель (асбестоцементных листов до 3 штук, черепицы до 10 штук) или их крепление к обрешетке);
  • устранение неисправностей стальной кровли (промазка суриковой замазкой либо другим герметизирующим средством свищей, гребней стальной кровли до 5 м на площадь крыши в целом).

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 21 Закона ЖЭС обязан провести проверку качества жилищно-коммунальной услуги за свой счет. По результатам проверки качества жилищно-коммунальной услуги составляется акт проверки качества. Таким образом, на отремонтированную кровлю должен быть составлен соответствующий акт.

Потребитель вправе за свой счет организовать проведение независимой проверки (экспертизы) качества жилищно-коммунальной услуги (факта неоказания жилищно-коммунальной услуги). В случае если в результате независимой экспертизы будут установлены недостатки жилищно-коммунальной услуги (или факт ее неоказания), ЖЭС обязан возместить потребителю расходы на проведение такой экспертизы.

В случае нарушения прав потребителя жилищно-коммунальных услуг ЖЭС возмещает в полном объеме причиненные убытки, если не докажет, что нарушение прав потребителя произошло не по его вине.

Возмещение убытков, причиненных потребителю, производится ЖЭСом в полном объеме, включая дополнительные расходы.

В случае просрочки устранения протечки и последующего ремонта кровли ЖЭС уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 1% цены выполнения работы. Если цена выполнения работы не определена – в размере 1% общей цены заказа.

Также потребитель вправе требовать компенсации морального вреда, причиненного нарушением прав потребителя независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. Размер компенсации морального вреда определяется судом.

ЖЭС обязан провести ремонт залитых мест не позднее одного месяца со дня залития квартиры (если более поздний срок не заявлен соглашением сторон).

Если ЖЭС отказал в проведении ремонта, то потребитель вправе привлечь третьих лиц либо выполнить работы своими силами, проинформировав об этом ЖЭС. Потребитель вправе потребовать от ЖЭС возмещения стоимости выполненных работ и дополнительных расходов. В течение 7 дней со дня предъявления соответствующего требования, если потребитель самостоятельно проведет ремонтные работы по устранению дефектов, ЖЭС должен компенсировать стоимость работ.

В случае если ЖЭС не проводит в установленные сроки ремонт, отказывается удовлетворять письменные требования о возмещении стоимости выполненных работ и дополнительных расходов, то данный вопрос разрешается в претензионном, а далее – судебном порядке.

Подводя итог по срокам, протечка кровли должна быть устранена в течение одних суток, ремонт жилого помещения – в течение одного месяца, возмещение вреда – в течение семи дней со дня подтверждения потребителем размера убытков.

Александр Жук, магистр права, директор юридической компании «СПРАВА Консалтинг»

-

05.12.2016

просмотров: сегодня 4, за последние 7 дней 37, за месяц 145

Комментарии:

00
1
инна 22.03.2018 в 16:38
0
что делать? с 2016года вответах 3-х инстанций обещание устронить протечку кровли. Ответственный- Предприятие "Жилищник минщины" (письма иответы на них отместного ЖКХ до обл.упр.) Последнее залитие в декабре 2017 года- составлен акт, определен метраж нанесенного ущерба и на сегодня (22.03.2018)-ущерб не выплачен, крыша течет Дальнейшие действия, как исправить ситуацию?
00
1
Игорь 13.11.2017 в 15:48
0
Цитата: "...протечка кровли должна быть устранена в течение одних суток".
А если это осенне-зимний период? Могу спорить, что не найдется ни одна кровля, отремонтированная ЖЭС в течении суток, даже недели.
00
2
Юрий 12.12.2016 в 16:25
0
Спасибо за полезную статью

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 48/2016