Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Почему буксует мансардное строительство в Минске

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » Почему буксует мансардное строительство в Минске

Мансардное строительство — тема для Минска не новая, но не слишком популярная. В городе таким делом сегодня занимается, пожалуй, единственная компания. Почему реконструкция жилья с надстройкой мансард сулит инвесторам больше проблем, чем хотелось бы, разбиралась корреспондент агентства «Минск-Новости».

Дом по ул. Я. Мавра, 25 с надстроенной мансардой. Фото с сайта minsknews.by

О реконструкции хрущевок задумывались и ранее, но в начале 2000-х появилась идея параллельно с капитальным ремонтом домов надстраивать этаж или два. Для этого привлекали заинтересованного инвестора. Так одновременно и дополнительные квартиры появлялись, и старый дом обновлялся. Он принимал современный облик за счет изменения фасада, остекления балконов и прочего. Дело задумывалось нужное, учитывая, что в стране довольно много старого жилого фонда, нуждающегося в обновлении и модернизации. Однако инвесторов, желающих заниматься подобным бизнесом, оказалось немного, поскольку для указанной реконструкции нужно было предварительно получить согласие более половины жильцов. Работа с людьми — дело тонкое, не всем по плечу. Потому к сегодняшнему времени в городе на рынке мансардного строительства осталась фактически одна компания. В ее копилке два реконструированных дома. Оба сдавались непросто.

В договоре на первый объект прописывалось, что мы принимаем долевое участие в реконструкции наружных инженерных сетей, — рассказывает директор УП «Белоир» Аркадий Калиновский, — основная же нагрузка именно по этому пункту возлагалась на «Минскэнерго». Но когда дошло до сдачи объекта, выяснилось, что у «Минскэнерго» денег на это нет. Год решали, как ввести готовый объект, проводили расширенные совещания с участием разных ведомств, но они не приносили эффекта. В итоге пришлось с помощью Института НИПТИС и специалистов БНТУ доказывать, что в нашем случае реконструкция инженерных сетей не требовалась, поскольку нагрузка на сети с появлением мансард увеличивалась незначительно.

Возникают вопросы и другого рода. В своей работе компания руководствуется Указом Президента Республики Беларусь № 657 от 18.12.2007 «О некоторых вопросах реконструкции жилых домов». Этот документ определяет порядок модернизации жилья, когда одновременно с капремонтом выполняется надстройка здания. Документ гласит, что заказчик (инвестор) должен направить на капитальный ремонт дома до 10 % сметной стоимости такого ремонта. Это своеобразная плата за возможность возвести новые квартиры, то есть получить определенную прибыль.

Но в январе 2014-го вышел Указ Президента Республики Беларусь № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности». И теперь исполнительные власти руководствуются этим документом, по которому застройщики обязаны отдавать городу определенное количество квадратных метров в счет усредненного сноса.

Указ № 26 касается нового строительства, но реконструкция — не новое строительство, как пытаются трактовать это некоторые чиновники. Для наших объектов не выделяется земельный участок, не требуется снос. Тогда почему к нам применяют действие этого документа? — задается вопросом Аркадий Калиновский. — И как быть тогда с Указом № 657, по которому мы должны выделять финансы на капремонт дома? Выполняя оба требования, мы несем двойные обременения. Логично, что если мы отдаем городу квартиры, то уже не должны перечислять средства на капремонт дома, но тогда возникают вопросы у жителей, с которыми нам приходится работать. Люди грамотные, они читают документы и спрашивают на собрании: а что вы сделаете за собственные деньги в доме помимо пристройки? И вот здесь мы могли бы рассказать, что наша компания готова вместо жителей провести ремонт подъездов, выполнить работы по благоустройству, расширить дворовые проезды или поменять старые окна в квартирах инвалидов и пенсионеров. Сегодня все эти работы уже не финансируются из бюджета, их должны оплачивать жильцы. Думаю, люди будут заинтересованы выслушать предложения инвестора, а не платить из собственного кошелька. Но получается, что такое предложение я сделать не могу, ведь, по Указу № 26, наш вклад — определенное количество квадратных метров, безвозмездно передаваемых городу.

Попытки прояснить ситуацию с помощью Министерства архитектуры и строительства пока не расставили точки над i. С одной стороны, министерство признает, что надстройка мансард над существующими домами не может относиться к новому строительству. С другой — говорит, что Указ № 26 распространяет свое действие и на объекты реконструкции, относимые к 1–4-му классам сложности.

Самая большая беда мансардного строительства в том, что у нас нет настоящего куратора, — считает Аркадий Калиновский. — Обращаемся в Минстройархитектуры — там отвечают, что это не их сфера, так как она связана с капремонтами. Указ готовило не их министерство. Идем в УЖХ Мингорисполкома, там говорят — надо обращаться в Минжилкомхоз, в УЖХ этим заниматься не будут, нет на это времени. Хотя раньше в этой городской структуре был отдел, который курировал реконструкцию жилья. Тогда разрабатывали эскизные проекты, проводили конкурсы на право работать на определенном объекте. Когда-то нам говорили, что собирают замечания для внесения дополнений в Указ № 657, но потом работы по мансардам фактически свернулись и всё стихло.

Сегодня вся страна ищет способы, как экономить бюджетные деньги. Мансардное строительство как раз позволяет это делать, считает собеседник. Идет экономия бюджетных средств благодаря исключению из проекта затрат на капитальный ремонт плоской кровли (застройщик возведет новую кровлю за собственные деньги). В рамках капремонта инвестор также самостоятельно прокладывает силовой кабель, что не финансируется из бюджета. Плюс экономия по затратам на отопление дома за счет тепловой реабилитации и новой кровли. БНТУ делал расчет уменьшения теплопотерь на уже реконструированном УП «Белоир» доме. Они уменьшились в два раза.

Мы и определенные социальные функции выполняем: взяли на себя обязательства пенсионерам и инвалидам бесплатно менять окна в квартире, — говорит директор УП «Белоир». — Я уже не говорю про внешний вид дома после реконструкции, он отличается разительно от прежнего облика старой застройки.

Источник: МИНСК-НОВОСТИ

Ольга Жарина

23.08.2017

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 12, за месяц 46

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 33/2017