Газета издается с 1996 года. Мы с Вами больше 20 лет!
Издается с 1996 года. Мы с Вами больше 20 лет!

Простор для торговли

03.09.2013 | Рубрика: Прочее

Крупные многофункциональные объекты в сегменте торговых площадей завоевывают все большую долю рынка не только столицы, но и региональных центров. Наметившаяся тенденция будет только укрепляться, а рынок – насыщаться качественными торговыми площадями.

 


И это не случайно. На текущий момент показатель обеспеченности торговыми площадями на 1.000 жителей в Минске составляет 178,7 кв.м, в то время, как у Варшавы этот показатель равен 600 кв.м, Москвы – 514, Праги – 500, Санкт-Петербурга – 428 кв.м. Однако с каждым годом темпы роста объемов предложения увеличиваются. И если по итогам первого полугодия совокупное текущее предложение на рынке торговой недвижимости г.Минска составляет 340 тыс. кв.м, то в среднесрочной перспективе (к концу 2015 года), как прогнозируют аналитики группы компаний «Твоя столица», этот показатель может достичь 900 тыс. кв.м. Только до конца 2013 года планируется ввести в эксплуатацию еще около 70 тыс. кв.м. В стадии проектирования находятся 25 крупных торговых объектов, совокупная торговая площадь которых составляет 475 тыс. кв.м.

Что касается заполняемости торговых центров арендаторами, то на сегодняшний день она составляет порядка 96-98%. Оставшееся – это площади, на которых, чаще всего, идет смена арендаторов.

Самое время перейти к краткому ценовому обзору этого сегмента рынка. Как свидетельствует анализ, за 12 месяцев средний уровень ставок арендной платы в торговых центрах Минска вырос более чем на 10%. И составил 28 евро/кв.м в месяц (с учетом НДС). При сложившейся тенденции к росту и стабилизации к концу года вероятно увеличение ставок арендной платы до 32-33 евро/кв.м. Естественно, при условии относительной стабильности экономической и политической ситуации в стране.

Исходя из того, что на данном этапе рынок торговой недвижимости Минска находится в стадии роста, и в связи с планируемым увеличением объема предложения в сегменте крупных торговых и торгово-развлекательных объектов можно предположить, что средний уровень ставок может несколько снизиться. Поскольку местные операторы просто не успеют «проглотить» такой объем площадей. Но это в перспективе. А поскольку в ближайшее время насыщения рынка не ожидается, то сколько-нибудь значительного снижения ставок не прогнозируется. Более того, в случае задержки ввода в эксплуатацию запланированных торговых и торгово-развлекательных объектов, уровень ставок арендной платы может продолжить свой рост.

Если говорить о средних ценах покупки и строительства торговой недвижимости, то и здесь на данный момент отмечается рост, причем стабильный. Так, по итогам второго квартала средняя цена покупки квадратного метра торговых площадей в торговых центрах составила 3.218 долл.США и почти на 12% превысила среднюю цену долевого строительства. Следует заметить, что в сегменте торговых центров долевое строительство предлагается не часто. В большинстве случаев объект возводится одним собственником с последующей сдачей площадей в аренду. Так, до конца 2015 года планируется ввод только двух торгово-развлекательных объектов, реализуемых по схеме долевого строительства. Их совокупная площадь составит около 29 тыс. кв.м, что лишь около 5% перспективного объема предложения на этот период.

Спрос на торговые площади растет. По-прежнему востребованы качественные площади в торговых центрах с выгодным местоположением.

Нельзя не отметить активное развитие в стране института франчайзинга. В ближайшие два года прогнозируется возможность выхода на рынок международных сетевых брендов. А это может повлечь увеличение спроса на средние и крупные торговые площади (300-1.500 кв.м) в многофункциональных и торгово-развлекательных объектах.

И есть все основания предположить, что в среднесрочной перспективе рынок торговой недвижимости Минска продолжит развитие. В пользу этого свидетельствует большое количество реализуемых и заявленных проектов.

Возможна ситуация, когда международные сетевые операторы «повременят» с выходом на белорусский рынок. Это, в свою очередь, в перспективе может повлечь переизбыток предложений площадей в торговых центрах. Отечественные операторы не смогут поглотить такой объем качественных площадей в концептуальных торговых центрах по высоким ставкам, что вынудит девелоперов в борьбе за операторов снижать ставки арендной платы или менять концепцию объекта. Например, переориентируя его на потребности индивидуальных предпринимателей.

Но это все прогнозы. Все точки над «i» расставит время.

Н.Александров.

© ООО «Служба недвижимости», 2019. УНП 191090767.